18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алтарный покров превратился в королевское платье

№78
Материал из газеты

По мнению исследователей, раритетная расшитая ткань когда-то была частью одеяния Елизаветы I — последней монархини из династии Тюдоров

Кусок редкой материи, произведенной в период правления Елизаветы I, на протяжении нескольких веков служивший алтарным покровом в деревенской церкви, с большой долей вероятности когда-то был частью платья самой королевы, полагают эксперты. Сейчас этот экспонат можно увидеть на выставке «Утраченное платье Елизаветы I» во дворце Хэмптон-Корт в английском графстве Суррей (до 23 февраля).

Вместе с ним в экспозиции представлен так называемый «Портрет с радугой», написанный приблизительно в 1600–1602 году. На нем Елизавета изображена в платье, расшитом растениями и животными, которые поразительно похожи на вышивку алтарного покрова. Связь между портретом и тканью обнаружила куратор коллекций независимой благотворительной организации «Исторические королевские дворцы» Элери Линн, чья научная специализация — мода эпохи Тюдоров. В 2016 году ей в руки попала фотография алтаря из церкви Святой Фе, мученицы Аженской, в Бактоне в графстве Херефордшир. Этот храм когда-то был тесно связан с фигурой Бланш Пэрри, которая входила в число приближенных королевы и занимала пост ее первой камеристки.

«Мне показалось, что алтарный покров выглядит так же, как ткань конца XVI столетия, и я решила съездить в церковь, чтобы увидеть его своими глазами, — рассказывает Линн. — Известно, что Бланш получала подарки лично от королевы, так что я ехала туда, затаив дыхание. Одного взгляда на ткань, произведенную из материалов высочайшего качества и покрытую очень искусной вышивкой, было достаточно, чтобы понять, что это нечто выдающееся». От имени своей институции Линн обратилась с просьбой предоставить этот кусок текстиля на временное хранение, и с тех пор, на протяжении трех лет, его исследуют во дворце Хэмптон-Корт. 

Элери Линн объясняет, что покров в форме буквы «Т», сшитый из кусков разного размера, сделан из итальянского серебряного шелка, который разрешалось носить лишь представителям самой верхушки елизаветинского двора — герцогам и герцогиням. «В XVI веке такое количество серебряных нитей стоило как немалых размеров дом», — добавляет она. Вышивка сделана разноцветными шелковыми нитями, цветочные мотивы исполнены с потрясающим мастерством. Позднее к ним добавили изображения гусениц, бабочек, сцены охоты и рыбалки — их, по всей видимости, вышили придворные дамы. Все эти мотивы можно обнаружить в модных альбомах с образцами вышивок елизаветинских времен.

Ткань представляет собой, как объясняет Линн, «выдающийся образец демонстративно роскошного потребления, так что весьма вероятно, что ее носила сама королева». Хорошо известно, что Елизавета запрещала своим придворным дамам конкурировать с ней изысканностью нарядов. «Существуют рассказы о том, как она устраивала публичную порку слишком элегантно одетым аристократкам», — добавляет исследовательница.

Из приблизительно 2 тыс. предметов одежды, составлявших гардероб Елизаветы I, до наших дней дошли только аксессуары — перчатки и сапоги для верховой езды, что делает этот кусок текстиля уникальным артефактом. Исследователи исключают возможность того, что Бланш Пэрри лично передала его в дар бактонской церкви: камеристка умерла в 1590 году, а ткань, судя по стилю, датируется серединой или концом 1590-х. Они склоняются к версии о том, что сама королева или придворные дамы, отвечавшие за ее гардероб, отправили материю в деревню в память о Пэрри.

Эксперты Хэмптон-Корта провели более тысячи часов за реставрацией ткани. Они удалили холщовую подложку начала ХХ века, которая была приметана грубой хлопковой ниткой и деформировала шелк, заменив ее плотным шелком хаботай, пришитым тонкими стежками, чтобы укрепить ослабленные участки.

На выставке материя демонстрируется в расправленном виде, что акцентирует параллели с упомянутым «Портретом с радугой», который специально привезен из усадьбы Хэтфилд-Хаус в Хартфордшире. В отношении авторства этой картины эксперты расходятся во мнениях: одни считают ее произведением фламандского художника Маркуса Герартса Младшего, другие — работой француза Исаака Оливера. Как бы то ни было, портрет несет серьезную символическую нагрузку: Елизавета держит в руках радугу, которая служит символом небесного происхождения ее власти; змея олицетворяет мудрость, жемчуг — чистоту, глаза и уши на накидке — осведомленность обо всем, что происходит в королевстве. В экспозицию также включены образцы вышивки XVI века и вдохновившие их альбомы. Экспонаты сопровождаются подробными объяснениями о составе ткани, технологии ее производства и присущем ей символизме. По словам Линн, главной была задача «сделать так, чтобы посетители воспринимали нашу работу не как готовый продукт, а как процесс и заинтересовались им». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+