Юбилейная выставка традиционно диктует один подход — хронология с акцентом на ключевых событиях и именах. Пушкинский музей нашел другой, неожиданный: показать фотографию как нетиражное искусство, собрав в одной экспозиции три технологии, дающие единственный снимок, — дагеротип, автохром и поляроид. К этой идее пришли не сразу, рассказывает Ольга Аверьянова, куратор выставки и заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ: «Сначала мы хотели показать только дагеротипы, которых у нас в музее, к сожалению, нет. Есть хорошие коллекции в Эрмитаже и в Историческом музее. Но они уже не раз показывались. И тогда вдруг возникла другая, неожиданная мысль, что да, фотография, конечно, тиражное искусство, но ведь из каждого правила есть исключения. Есть они и в фотографии. Это дагеротип, автохром и поляроид. Почему бы не показать вместе все эти три технологии?»
Дальше начался процесс отбора работ, а по ходу и уточнения концепции выставки. В итоге собрали 115 снимков — 39 дагеротипов, 28 автохромов, 48 поляроидов. Кроме двух дагеротипов знаменитого русского фотографа Сергея Левицкого (1819–1898) из Государственного исторического музея, все остальные, датируемые 1840–1850-ми годами, — из Национальной библиотеки Франции, включая и работы самого Луи Жака Манде Дагера, объявившего о своем изобретении в 1839 году.
С автохромами, первой в истории технологией цветной фотографии, запатентованной братьями Люмьер в 1903 году, особая история. Все они на выставке из Французского фотографического общества в Париже, где хранится лучшая коллекция автохромов. Но их почти никогда не выдают на выставки, поскольку это очень хрупкие стеклянные пластинки. Но в Пушкинский отдали. «Это первая в России выставка автохромов, у нас их практически нет. Есть небольшая коллекция в Политехническом музее, но они потемнели и утратили цветопередачу, из-за чего зритель не может увидеть той красоты, которая есть в этой стеклянной пластине, когда ее освещают», — рассказывает куратор.
У поляроидных снимков, которые приехали из Вены, тоже есть история. Поляроид был запатентован в 1947 году Эдвином Лэндом (1909–1991), главой компании Polaroid, и получил массовое распространение после перехода на цвет в 1960–1970-е. Для поднятия престижа своего изобретения Лэнд приглашал к сотрудничеству лучших фотографов: Ансела Адамса, Хельмута Ньютона, Стивена Шора (их работы есть на выставке), собрав блестящую коллекцию. Однако с появлением «цифры» компания Лэнда разорилась, и его собрание поляроидов купила Коллекция Остлихт в Вене, откуда они и приехали на выставку.
Экспозиция тоже выстроена неожиданно — не по технологиям или хронологии, а по мотивам. «Мы как бы предлагаем зрителю: вот дагеротип, вот автохром и поляроид, — они разные технологически и концептуально, но мотивы одни и те же. Ведь что делает фотография? Она фиксирует универсум», — говорит куратор.
К выставке музей придумал еще три инсталляции. До экспозиции вы попадаете в темную комнату и видите свое отражение в покрытом патиной зеркале, как в дагеротипе. Вторая комната, стеклянная, — со спецэффектами автохрома, в третьей, «поляроидной» и тоже затемненной, по полу разбросаны пуфики для отдыха, в духе хипстерских 1970-х.
ГМИИ им. А.С.Пушкина
Дагеротип, автохром, поляроид 1/1
18 ноября – 26 января 2020