18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Видеохудожники перешли на язык тела

№78
Материал из газеты

Виктор Алимпиев, Саша Пирогова и Елена Ковылина представляют свои работы на выставке в Барселоне

В выставке «Перспективы. Там, где тело встречает разум», проходящей в рамках фестиваля видеоискусства LOOP в Барселоне, участвуют три российских видеохудожника: Виктор Алимпиев, Елена Ковылина и Саша Пирогова, работы которых предоставил из своей коллекции Газпромбанк. Тема выставки — конфликт духа и тела, зафиксированный вербально и телесно. Кураторы выбрали произведения, вступающие в диалог или конфликт друг с другом. Работы российских художников соседствуют с видеоработами Гэри Хилла, Пабло Лобато и Энрике Рамиреса (из собрания Музея современного искусства MACBA в Барселоне). 

«Комментарий» (1980) Гэри Хилла (классик видеоарта, обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале, который в этом году участвовал в проекте Пушкинского музея в Венеции, где разложил живопись Тинторетто на простейшие элементы и спектры), кажется, основан на чистом нарративе. Это манифест, направленный против телевидения и его коммуникационных возможностей, в котором два комментатора бессмысленно перекрикивают друг друга. В «Очереди» (2014) Саши Пироговой заложена литературная основа: фильм сделан по мотивам одноименного романа Владимира Сорокина, где художница перевела сорокинские вопросы и ремарки на язык тела. «Преодолевая стену» (2012) Энрике Рамиреса отсылает зрителя к 13-й статье Декларации прав человека, обеспечивающей свободу передвижения. Сюжет на экране выстраивается из еле заметных движений, покачиваний, тиков и дрожания рук — молчаливые пассажиры парома плывут куда-то в неизвестном направлении в поисках счастья. С тем чтобы в последнем кадре очутиться на выломанном куске пола, вставшем на якорь у неведомого берега. 

Тема телесности и эмоциональности достигает кульминации в «Боксе» Елены Ковылиной — документации ее перформанса, прошедшего в 2005 году в московской галерее XL Projects. Вдохновившись примером дадаиста, поэта и боксера Артура Кравана, племянника Оскара Уайльда, художница отстаивает свое место в искусстве буквально — в честном бою на боксерском ринге, на который вызывает всех желающих помериться с ней силой, выступая одновременно в роли и агрессора, и провокатора, и жертвы.

Casa de Rusia
Перспективы. Там, где тело встречает разум
14–24 ноября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+