18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Собрании Уоллеса пересмотрели волю завещательницы

№78
Материал из газеты

Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям

Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям. Это произошло благодаря новому толкованию завещания леди Уоллес: отныне оно не рассматривается как налагающее запрет на музейную аренду (англоязычное понятие lending в этом контексте соответствует «выдаче экспонатов» из российских музеев. — TANR). Теперь перед лондонским музеем, где хранятся коллекции произведений искусства и старинных доспехов, собранные первыми четырьмя маркизами Хартфорд и сэром Ричардом Уоллесом, открываются возможности для новых договоренностей.
Ксавье Брей, директор Собрания Уоллеса, объясняет, что леди Уоллес завещала коллекцию государству с условием, что входящие в нее работы будут «храниться вместе», без смешивания с другими произведениями искусства. Завещание было написано в 1897 году (музей открылся тремя годами позже), и до сих пор упомянутую формулировку интерпретировали как запрет на аренду. Однако на самом деле в тексте ничего не говорится о подобном запрете.

Брей обратился в Комиссию по делам благотворительности, которая пришла к выводу, что «иметь возможность давать и получать взаймы произведения искусства на выставки — в интересах Собрания Уоллеса». После консультации с Министерством культуры комиссия выпустила постановление, разрешающее Собранию Уоллеса выдачу экспонатов.

Как объясняет председатель Собрания Уоллеса Антонио Орта-Осорио, до последнего времени считалось, что присутствие в экспозиции всех без исключения объектов «важнее сов­местных проектов внутри страны и за ее пределами». Однако, по его словам, «изменились и приоритеты, и, чтобы участвовать в жизни международного художественного сообщества, мы должны иметь возможность делиться своей экспертизой и ресурсами с коллегами, представляющими другие великие коллекции мира».

С ограничениями аренды сталкиваются многие музеи, в основу которых положены частные коллекции. Например, Коллекция Баррелла в Глазго до недавнего времени не имела права выдавать свои экспонаты за пределы Великобритании. Однако в 2014 году музей получил на сей счет особое разрешение от парламента Шотландии. 

Во Франции музейная аренда полностью запрещена парижскому Музею Ниссима де Камондо с его коллекцией декоративно-прикладного искусства и Музею Конде, который основал Генрих Орлеанский в своем замке Шантийи. 

Нью-йоркская Коллекция Фрика, близкий аналог Собрания Уоллеса, не имеет права предоставлять во временное пользование только произведения, которые завещал Генри Клей Фрик, а вот на экспонаты, приобретенные позже, запрет не распространяется. Бостонский Музей Изабеллы Стюарт-Гарднер может одалживать произведения, но обязан оставлять пустые места там, откуда их сняли.

Какие же планы появились теперь у Собрания Уоллеса? Ксавье Брей ведет переговоры с Музеем истории искусств в Вене об организации выставки немецких доспехов эпохи Северного Возрождения. По всей вероятности, еще одним проектом станет экспозиция Жана Оноре Фрагонара с участием полотен «Качели» (1767) и «Воспоминание» (1778) из коллекции лондонского музея. Также планируется большая выставка Франса Халса, на которой знаменитый «Смеющийся кавалер» (1624) наконец-то встретится с другими портретами кисти мастера.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+