18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Собрании Уоллеса пересмотрели волю завещательницы

№78
Материал из газеты

Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям

Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям. Это произошло благодаря новому толкованию завещания леди Уоллес: отныне оно не рассматривается как налагающее запрет на музейную аренду (англоязычное понятие lending в этом контексте соответствует «выдаче экспонатов» из российских музеев. — TANR). Теперь перед лондонским музеем, где хранятся коллекции произведений искусства и старинных доспехов, собранные первыми четырьмя маркизами Хартфорд и сэром Ричардом Уоллесом, открываются возможности для новых договоренностей.
Ксавье Брей, директор Собрания Уоллеса, объясняет, что леди Уоллес завещала коллекцию государству с условием, что входящие в нее работы будут «храниться вместе», без смешивания с другими произведениями искусства. Завещание было написано в 1897 году (музей открылся тремя годами позже), и до сих пор упомянутую формулировку интерпретировали как запрет на аренду. Однако на самом деле в тексте ничего не говорится о подобном запрете.

Брей обратился в Комиссию по делам благотворительности, которая пришла к выводу, что «иметь возможность давать и получать взаймы произведения искусства на выставки — в интересах Собрания Уоллеса». После консультации с Министерством культуры комиссия выпустила постановление, разрешающее Собранию Уоллеса выдачу экспонатов.

Как объясняет председатель Собрания Уоллеса Антонио Орта-Осорио, до последнего времени считалось, что присутствие в экспозиции всех без исключения объектов «важнее сов­местных проектов внутри страны и за ее пределами». Однако, по его словам, «изменились и приоритеты, и, чтобы участвовать в жизни международного художественного сообщества, мы должны иметь возможность делиться своей экспертизой и ресурсами с коллегами, представляющими другие великие коллекции мира».

С ограничениями аренды сталкиваются многие музеи, в основу которых положены частные коллекции. Например, Коллекция Баррелла в Глазго до недавнего времени не имела права выдавать свои экспонаты за пределы Великобритании. Однако в 2014 году музей получил на сей счет особое разрешение от парламента Шотландии. 

Во Франции музейная аренда полностью запрещена парижскому Музею Ниссима де Камондо с его коллекцией декоративно-прикладного искусства и Музею Конде, который основал Генрих Орлеанский в своем замке Шантийи. 

Нью-йоркская Коллекция Фрика, близкий аналог Собрания Уоллеса, не имеет права предоставлять во временное пользование только произведения, которые завещал Генри Клей Фрик, а вот на экспонаты, приобретенные позже, запрет не распространяется. Бостонский Музей Изабеллы Стюарт-Гарднер может одалживать произведения, но обязан оставлять пустые места там, откуда их сняли.

Какие же планы появились теперь у Собрания Уоллеса? Ксавье Брей ведет переговоры с Музеем истории искусств в Вене об организации выставки немецких доспехов эпохи Северного Возрождения. По всей вероятности, еще одним проектом станет экспозиция Жана Оноре Фрагонара с участием полотен «Качели» (1767) и «Воспоминание» (1778) из коллекции лондонского музея. Также планируется большая выставка Франса Халса, на которой знаменитый «Смеющийся кавалер» (1624) наконец-то встретится с другими портретами кисти мастера.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+