18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Собрании Уоллеса пересмотрели волю завещательницы

№78
Материал из газеты

Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям

Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям. Это произошло благодаря новому толкованию завещания леди Уоллес: отныне оно не рассматривается как налагающее запрет на музейную аренду (англоязычное понятие lending в этом контексте соответствует «выдаче экспонатов» из российских музеев. — TANR). Теперь перед лондонским музеем, где хранятся коллекции произведений искусства и старинных доспехов, собранные первыми четырьмя маркизами Хартфорд и сэром Ричардом Уоллесом, открываются возможности для новых договоренностей.
Ксавье Брей, директор Собрания Уоллеса, объясняет, что леди Уоллес завещала коллекцию государству с условием, что входящие в нее работы будут «храниться вместе», без смешивания с другими произведениями искусства. Завещание было написано в 1897 году (музей открылся тремя годами позже), и до сих пор упомянутую формулировку интерпретировали как запрет на аренду. Однако на самом деле в тексте ничего не говорится о подобном запрете.

Брей обратился в Комиссию по делам благотворительности, которая пришла к выводу, что «иметь возможность давать и получать взаймы произведения искусства на выставки — в интересах Собрания Уоллеса». После консультации с Министерством культуры комиссия выпустила постановление, разрешающее Собранию Уоллеса выдачу экспонатов.

Как объясняет председатель Собрания Уоллеса Антонио Орта-Осорио, до последнего времени считалось, что присутствие в экспозиции всех без исключения объектов «важнее сов­местных проектов внутри страны и за ее пределами». Однако, по его словам, «изменились и приоритеты, и, чтобы участвовать в жизни международного художественного сообщества, мы должны иметь возможность делиться своей экспертизой и ресурсами с коллегами, представляющими другие великие коллекции мира».

С ограничениями аренды сталкиваются многие музеи, в основу которых положены частные коллекции. Например, Коллекция Баррелла в Глазго до недавнего времени не имела права выдавать свои экспонаты за пределы Великобритании. Однако в 2014 году музей получил на сей счет особое разрешение от парламента Шотландии. 

Во Франции музейная аренда полностью запрещена парижскому Музею Ниссима де Камондо с его коллекцией декоративно-прикладного искусства и Музею Конде, который основал Генрих Орлеанский в своем замке Шантийи. 

Нью-йоркская Коллекция Фрика, близкий аналог Собрания Уоллеса, не имеет права предоставлять во временное пользование только произведения, которые завещал Генри Клей Фрик, а вот на экспонаты, приобретенные позже, запрет не распространяется. Бостонский Музей Изабеллы Стюарт-Гарднер может одалживать произведения, но обязан оставлять пустые места там, откуда их сняли.

Какие же планы появились теперь у Собрания Уоллеса? Ксавье Брей ведет переговоры с Музеем истории искусств в Вене об организации выставки немецких доспехов эпохи Северного Возрождения. По всей вероятности, еще одним проектом станет экспозиция Жана Оноре Фрагонара с участием полотен «Качели» (1767) и «Воспоминание» (1778) из коллекции лондонского музея. Также планируется большая выставка Франса Халса, на которой знаменитый «Смеющийся кавалер» (1624) наконец-то встретится с другими портретами кисти мастера.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+