18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Картины из собрания Михаила Алшибая приняли эстафету у коллекции Леонида Талочкина

Теперь в Музейном центре РГГУ будет выставка «Новая жизнь «Другого искусства», экспозиция не постоянная, но, судя по всему, коллекция Алшибая в стенах университета останется надолго.

В начале сентября в Музейном центре Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) в рамках проекта «Другое искусство» открылась выставка Новая жизнь «Другого искусства». Презентация  обновленной экспозиции состоялась на очередном Международном фестивале коллекций современного искусства ГЦСИ.

Музей «Другое искусство» был создан в 2000 году в Музейном центре РГГУ на основе собрания неофициального искусства 1950–1970-х годов коллекционера Леонида Талочкина. В апреле этого года стало известно о планах вдовы Талочкина Татьяны Вендельштейн передать коллекцию для хранения в Третьяковскую галерею. После этого музей «Другое искусство» должен был опустеть, если бы не новая договоренность между руководством университета и известным коллекционером кардиохирургом Михаилом Алшибая, в собрании которого работы нонконформистов составляют значительное число. В общем же у коллекционера порядка 6 тыс. произведений. Теперь часть его собрания займет место в залах РГГУ. «Экспозиция «Другое искусство» в РГГУ — часть Музейного центра университета, его название «Музей «Другое искусство» — название проекта, о реализации которого я договорилась с Леней Талочкиным в 1995 году и который поддержал первый ректор РГГУ Юрий Николаевич Афанасьев», — рассказала нам Ирина Баканова, директор Музейного центра РГГУ. «Слово «музей» персонально было связано с фигурой Лени, сейчас мы говорим не о музее «Другое искусство», а о сохранении проекта «Другое искусство» (у Музейного центра есть и другие проекты). «Стены, на которых 15 лет висела коллекция Лени Талочкина, — говорит Михаил Алшибая, — не бог весть сколько народу туда ходит, но все-таки студенты это видят, это живой процесс, — не должны остаться пустыми… И стремления мои и желания тех, кто курирует Музейный центр РГГУ, как-то моментально совпали. Я буду счастлив, если эти планы осуществятся. У меня нет, может быть, работ такого класса, как у Талочкина, хотя некоторые вещи очень высокого уровня. Нет, скажем, живописи Вейсберга — есть графика, но, может быть, появится и живопись. Или там висело три работы Рабина, а у меня одна. И нет у меня такого Рогинского. Но всеже его знаменитая Красная дверь — один из ранних ремейков, парижский, конца 1980-х — есть. Я эту работу много раз показывал на выставках, и пусть лучше она висит в музее». В списке, составленном коллекционером, около 150 вещей Никиты Алексеева, Вагрича Бахчаняна, Эрика Булатова, Дмитрия Гутова, Франциско Инфанте, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Немухина, Льва Нусберга, Михаила Рогинского, Владимира Яковлева. Выбирая работы для музея, Алшибая отметил, что «давать туда надо большие вещи, потому что пространство таково, что мелкие работы в нем теряются». Между Михаилом Алшибая и РГГУ будет заключен договор, подобный тому, который касался коллекции Талочкина.

Но организаторы подчеркивают, что данный проект не имеет никакой коммерческой составляющей. Куратором проекта «Другое искусство» останется Юлия Лебедева. По ее словам, произведения многих художников будут висеть на тех же местах, что и у Талочкина. Но, понятно, это будут другие работы.

Экспозиция Новая жизнь «Другого искусства» — это как бы оммаж проекту Леонида Талочкина. Причем она будет подвергаться ротации: какие-то работы владелец планирует забирать на выставки. И вообще коллекция Алшибая передается не навсегда, это лишь один из проектов музея.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+