18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Музей-квартира Исаака Бродского отмечает сразу три важные для себя даты

№78
Материал из газеты

Первая дата — 135 лет со дня рождения Исаака Бродского, вторая — 80 лет со дня его смерти. И ровно 70 лет назад, в самом центре Петербурга, на площади Искусств, открылся мемориальный музей-квартира

Уроженец села Софиевка под Бердянском, известный русский и советский живописец и график, ученик Ильи Репина, Исаак Бродский был еще и авторитетным педагогом. С 1934 года и до своей смерти в 1939-м он возглавлял Всерос­сийскую академию художеств и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Кроме того, Бродский был еще и выдающимся коллекционером. Его собрание русского искусства второй половины XIX — первой трети XX века считалось в свое время очень значительным, сопоставимым с крупными музейными коллекциями. Часть его художник передал в родной Бердянск, где открылся и до сих пор существует музей имени Бродского. Еще часть отдал в Днепропетровский художественный музей.

«Он начал собирать предметы искусства, еще будучи студентом, — рассказывает Наталия Балакина, хранитель фондов и экспозиции Музея-квартиры Исаака Бродского. — Репин подарил ему несколько своих рисунков, и Бродский буквально заболел коллекционированием».

Роскошную двухэтажную квартиру в доме, построенном для военного губернатора Санкт-Петербурга Павла Голенищева-Кутузова Карлом Росси (впоследствии перестроенном по проекту Леонтия Бенуа), Исаак Бродский получил в 1924 году как награду за работу на конгрессе Коминтерна. По приглашению Анатолия Луначарского он делал портретные зарисовки участников и делегатов конгресса, а затем создал огромную картину, на которой изобразил почти 600 человек, — «Торжественное открытие конгресса Коминтерна». У коллег-художников она вызвала неоднозначные оценки. Его учитель Илья Репин назвал Бродского «Рафаэлем нашего времени» и писал, что картина «представляет такое необыкновенное явление, что о нем можно только благоговейно молчать». Другие считали картину «хорошо раскрашенной фотографией». Сейчас она хранится в Историческом музее в Москве. 

После переезда в самый центр города Бродский перевез туда и коллекцию. По воспоминаниям современников, картины и рисунки буквально закрывали стены от пола до потолка. Кроме произведений Репина в собрании находились десятки работ Бориса Григорьева, Бориса Кустодиева, Арнольда Лаховского (с ним Бродский посещал занятия в Одесском художественном училище), Владимира Маковского, Филиппа Малявина, Николая Сапунова, Валентина Серова, Сергея Судейкина, Марка Шагала, Александра Яковлева и других выдающихся авторов. После смерти художника его наследники решили передать собрание и архивы Академии художеств. И обратились к тогдашнему председателю Совета народных комиссаров Вячеславу Молотову с просьбой открыть в бывшей квартире Бродского музей. В том же году вышло соответствующее постановление правительства, но открылся музей лишь в 1949-м. Сейчас Музей-квартира Исаака Бродского является филиалом Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.

На первом этаже квартиры расположены постоянная экспозиция и залы для временных выставок. На втором представлен интерьер мастерской. В потолке сохранился механизм для закрепления больших полотен — здесь Бродский, в частности, писал огромную картину «Ворошилов на лыжной прогулке». Всего музейный фонд мемориальной квартиры насчитывает почти 2 тыс. предметов: 245 полотен, 538 листов графики, мебель, книги, письма. «Живописные работы мы стараемся представить в постоянной экспозиции как можно шире, графику меняем, — говорит Наталия Балакина. — Недавно сделали выставку рисунков Репина и его учеников-юбиляров — Бродского и Малявина, которому отмечаем 150 лет со дня рождения». А с ноября в залах Академии художеств открыта большая выставка, посвященная Исааку Бродскому, с показом его коллекции и собственного творчества художника. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+