18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей-квартира Исаака Бродского отмечает сразу три важные для себя даты

№78
Материал из газеты

Первая дата — 135 лет со дня рождения Исаака Бродского, вторая — 80 лет со дня его смерти. И ровно 70 лет назад, в самом центре Петербурга, на площади Искусств, открылся мемориальный музей-квартира

Уроженец села Софиевка под Бердянском, известный русский и советский живописец и график, ученик Ильи Репина, Исаак Бродский был еще и авторитетным педагогом. С 1934 года и до своей смерти в 1939-м он возглавлял Всерос­сийскую академию художеств и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Кроме того, Бродский был еще и выдающимся коллекционером. Его собрание русского искусства второй половины XIX — первой трети XX века считалось в свое время очень значительным, сопоставимым с крупными музейными коллекциями. Часть его художник передал в родной Бердянск, где открылся и до сих пор существует музей имени Бродского. Еще часть отдал в Днепропетровский художественный музей.

«Он начал собирать предметы искусства, еще будучи студентом, — рассказывает Наталия Балакина, хранитель фондов и экспозиции Музея-квартиры Исаака Бродского. — Репин подарил ему несколько своих рисунков, и Бродский буквально заболел коллекционированием».

Роскошную двухэтажную квартиру в доме, построенном для военного губернатора Санкт-Петербурга Павла Голенищева-Кутузова Карлом Росси (впоследствии перестроенном по проекту Леонтия Бенуа), Исаак Бродский получил в 1924 году как награду за работу на конгрессе Коминтерна. По приглашению Анатолия Луначарского он делал портретные зарисовки участников и делегатов конгресса, а затем создал огромную картину, на которой изобразил почти 600 человек, — «Торжественное открытие конгресса Коминтерна». У коллег-художников она вызвала неоднозначные оценки. Его учитель Илья Репин назвал Бродского «Рафаэлем нашего времени» и писал, что картина «представляет такое необыкновенное явление, что о нем можно только благоговейно молчать». Другие считали картину «хорошо раскрашенной фотографией». Сейчас она хранится в Историческом музее в Москве. 

После переезда в самый центр города Бродский перевез туда и коллекцию. По воспоминаниям современников, картины и рисунки буквально закрывали стены от пола до потолка. Кроме произведений Репина в собрании находились десятки работ Бориса Григорьева, Бориса Кустодиева, Арнольда Лаховского (с ним Бродский посещал занятия в Одесском художественном училище), Владимира Маковского, Филиппа Малявина, Николая Сапунова, Валентина Серова, Сергея Судейкина, Марка Шагала, Александра Яковлева и других выдающихся авторов. После смерти художника его наследники решили передать собрание и архивы Академии художеств. И обратились к тогдашнему председателю Совета народных комиссаров Вячеславу Молотову с просьбой открыть в бывшей квартире Бродского музей. В том же году вышло соответствующее постановление правительства, но открылся музей лишь в 1949-м. Сейчас Музей-квартира Исаака Бродского является филиалом Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.

На первом этаже квартиры расположены постоянная экспозиция и залы для временных выставок. На втором представлен интерьер мастерской. В потолке сохранился механизм для закрепления больших полотен — здесь Бродский, в частности, писал огромную картину «Ворошилов на лыжной прогулке». Всего музейный фонд мемориальной квартиры насчитывает почти 2 тыс. предметов: 245 полотен, 538 листов графики, мебель, книги, письма. «Живописные работы мы стараемся представить в постоянной экспозиции как можно шире, графику меняем, — говорит Наталия Балакина. — Недавно сделали выставку рисунков Репина и его учеников-юбиляров — Бродского и Малявина, которому отмечаем 150 лет со дня рождения». А с ноября в залах Академии художеств открыта большая выставка, посвященная Исааку Бродскому, с показом его коллекции и собственного творчества художника. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+