18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пуританин и эстет из Глазго

В Музеях Московского Кремля открывается выставка Чарльза Ренни Макинтоша.

Это первая в России выставка, посвященная наследию шотландского архитектора, художника и дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша (1868–1928). Известно, что в конце 1902 года он присылал свои работы в Москву на Выставку архитектуры и художественной промышленности нового стиля, но тогда московскую публику они не впечатлили, показались слишком аскетичными. Впрочем, геометрически строгие со сдержанным декором архитектуру и мебель Макинтоша, в которых форму диктовала функция, не сразу приняли и в его родной Шотландии с тогдашней модой на эклектику и историзм. Признание и слава к Макинтошу пришли сначала в континентальной Европе — на международных выставках в Париже, Вене, Мюнхене, Турине.

И все же творчество Макинтоша связано с Глазго. Здесь находится и его главный архитектурный шедевр — Школа искусств (1907–1909). Увы, предметы из ее коллекции, которыми должна была открыться московская выставка, недавно пострадали из-за пожара. Вместо них приедут другие из музеев Глазго. В том числе — созданные для чайных комнат, оформленных Макинтошем с революционной для начала прошлого века пуританской простотой и функциональностью. Открытые на волне антиалкогольной кампании в Шотландии и пользовавшиеся большой популярностью, эти чайные принадлежали Кэтрин Крэнстон, которая стала щедрой покровительницей Макинтоша. На выставке можно будет увидеть из обстановки чайных карточный стол с резным декором, напоминающим проросшие семена, изящное зеркало в зеленой раме, лампу с абажуром в форме пагоды. Приедет на выставку и настоящий шедевр — бюро 1905 года для особняка Хилл-Хаус. Когда все створки раскрыты, оно напоминает японское кимоно с широкими рукавами или драгоценный ларец со вставками керамики, перламутра и слоновой кости. Макинтош верил в преобразующую силу искусства, способную красотой одной лишь детали воспитать в человеке истинного эстета.

Отдельная тема — знаменитые стулья Макинтоша с вытянутой спинкой, трапециевидным сиденьем и прямыми ножками. Один из них, 1905 года, из Хилл-Хауса, тоже будет на выставке. А еще из японского Музея Хаиди Такаяма привезут эскиз кресла для одной из чайных комнат. Тонкий график, Макинтош работал и в новом жанре афиш, создав свой неповторимый стиль из сильно вытянутых, почти абстрактных форм. Макинтош всю жизнь обожал писать цветы и в конце жизни полностью переключился на акварели с цветами, три из которых тоже будут в экспозиции.
Музеи Московского Кремля
Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля

5 сентября — 9 ноября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+