В Музеях Московского Кремля открывается выставка Чарльза Ренни Макинтоша.
Это первая в России выставка, посвященная наследию шотландского архитектора, художника и дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша (1868–1928). Известно, что в конце 1902 года он присылал свои работы в Москву на Выставку архитектуры и художественной промышленности нового стиля, но тогда московскую публику они не впечатлили, показались слишком аскетичными. Впрочем, геометрически строгие со сдержанным декором архитектуру и мебель Макинтоша, в которых форму диктовала функция, не сразу приняли и в его родной Шотландии с тогдашней модой на эклектику и историзм. Признание и слава к Макинтошу пришли сначала в континентальной Европе — на международных выставках в Париже, Вене, Мюнхене, Турине.
И все же творчество Макинтоша связано с Глазго. Здесь находится и его главный архитектурный шедевр — Школа искусств (1907–1909). Увы, предметы из ее коллекции, которыми должна была открыться московская выставка, недавно пострадали из-за пожара. Вместо них приедут другие из музеев Глазго. В том числе — созданные для чайных комнат, оформленных Макинтошем с революционной для начала прошлого века пуританской простотой и функциональностью. Открытые на волне антиалкогольной кампании в Шотландии и пользовавшиеся большой популярностью, эти чайные принадлежали Кэтрин Крэнстон, которая стала щедрой покровительницей Макинтоша. На выставке можно будет увидеть из обстановки чайных карточный стол с резным декором, напоминающим проросшие семена, изящное зеркало в зеленой раме, лампу с абажуром в форме пагоды. Приедет на выставку и настоящий шедевр — бюро 1905 года для особняка Хилл-Хаус. Когда все створки раскрыты, оно напоминает японское кимоно с широкими рукавами или драгоценный ларец со вставками керамики, перламутра и слоновой кости. Макинтош верил в преобразующую силу искусства, способную красотой одной лишь детали воспитать в человеке истинного эстета.
Отдельная тема — знаменитые стулья Макинтоша с вытянутой спинкой, трапециевидным сиденьем и прямыми ножками. Один из них, 1905 года, из Хилл-Хауса, тоже будет на выставке. А еще из японского Музея Хаиди Такаяма привезут эскиз кресла для одной из чайных комнат. Тонкий график, Макинтош работал и в новом жанре афиш, создав свой неповторимый стиль из сильно вытянутых, почти абстрактных форм. Макинтош всю жизнь обожал писать цветы и в конце жизни полностью переключился на акварели с цветами, три из которых тоже будут в экспозиции.
Музеи Московского Кремля
Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля
5 сентября — 9 ноября