18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петр I, первый во всем: покровитель искусств, коллекционер и даже художник

№78
Материал из газеты

На выставке в Музеях Московского Кремля соберут 200 редких экспонатов

Музеи Московского Кремля этой выставкой начали отмечать два наступающих юбилея Петра I: через два года исполнится 300 лет с момента принятия им титула императора, а через три — 350 лет со дня его рождения. Тема для выставки выбрана неординарная: как покровителя науки и искусства, коллекционера, а уж тем более художника Петра никто еще не представлял. Хотя всем известна его просветительская деятельность и то, что он основал первый русский публичный музей — Кунсткамеру в Санкт-Петербурге. Последний раздел выставки посвящен именно ей и личному собранию монарха — его Кабинету в Москве. 

Здесь показаны разные экспонаты — от коллекций китайского фарфора и механических игрушек до токарных станков, на которых Петр работал — делал модели для медалей и рельефов. Как художника императора представляют и созданные им гравюры. 

А начинается выставка разделом с вещами, которыми Петр был окружен в своем московском детстве, — государственными регалиями, посольскими дарами, драгоценными предметами и диковинами из заморских земель. Следующий раздел рассказывает о зарубежных поездках Петра, где он познакомился с европейскими музейными собраниями Англии и Голландии. Там же Петр понял, насколько важны кунсткамеры для просвещения подданных. Этот раздел сформирован при участии Музея Амстердама и Национального морского музея Великобритании в Гринвиче. Ведь именно две главные тогда морские державы не только дали русскому царю понимание того, как построить флот, но и познакомили с важнейшими научными достижениями. В Гринвиче Петр посещал местную обсерваторию, где беседовал с астрономом Джоном Флемстидом, а в Лондоне брал уроки математики и астрономии. 

При поддержке музея «Зеленые своды» в Дрездене составлен раздел, посвященный кунсткамере саксонского курфюрста Августа Сильного, который был другом Петра. Здесь показаны мемориальные вещи двух монархов и их подарки друг другу. Намерение Августа превратить сокровищницу предков в музей, по-видимому, повлияло на решение Петра открыть  свою Кунсткамеру.

В выставке участвуют также Государственный Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Всего в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца демонстрируется 200 экспонатов. 

Музеи Московского Кремля
Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник
29 ноября – 8 марта 2020

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+