18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Люди искусства не хотят вредить природе

№78
Материал из газеты

Многие арт-дилеры стали возить работы поездом или по морю, а художники все больше размышляют об изменении климата

За последние 20 лет мир искусства охватила глобализация. Но теперь, в свете климатического кризиса, многие арт-дилеры предпочитают вести бизнес ближе к дому. В случае с крупными временными мероприятиями вроде художественных ярмарок большой проблемой становится увеличение транспортного потока и, соответственно, выбросов углекислого газа. 

Второго октября участники экогруппы Extinction Rebellion собрались у входа в павильоны Frieze в Лондоне, чтобы привлечь внимание участвующих в художественной ярмарке ВИП-персон. По словам активиста Уила Скипинга, они стремятся заставить власть имущих признать свою вину в катастрофическом изменении климата. «Количество денег, потраченных на покупку предметов искусства, возмутительно велико по сравнению с тем, что выделяется на предотвращение последствий климатического кризиса, — говорит он. — Никто и не вспомнит про искусство, когда на планете закончится еда».

Его соратники призвали коллекционеров вместо туфель Manolo Blahnik обуться в кроссовки и пешком пройтись от Frieze London к Frieze Masters, а не разъезжать на шаттлах. Члены Extinction Rebellion также прочитали на ярмарке лекцию, а на следующий день волна организованных ими протестов прокатилась по всему Лондону. Другие акции экоактивистов, прошедшие на Frieze London, включали протест художницы, академика Кейт Макмиллан и работу Массимо Агостинелли — глыбы льда, таявшие у входа на ярмарку.

Несмотря на то что руководство Frieze не подписало петицию Culture Declares Emergency, призывающую к немедленным действиям по спасению планеты, на ярмарке были предприняты усилия по сокращению выбросов углекислого газа с помощью перехода на более эффективное биотопливо. Директор Frieze Виктория Сиддалл призвала участников избегать перевозки произведений на самолетах, некоторые откликнулись на ее призыв.

Шри Госвами, основатель «Проекта-88» в Мумбаи, последние три года переправляет работы морем. Сейчас она ежегодно участвует в трех художественных ярмарках в Азии, США и Европе. «Речь идет о достижении баланса, мы должны поддерживать наш международный бизнес», — говорит она. Многие из ее художников в своих работах затрагивают тему изменения климата. 

Кейт Макгарри — одна из тех арт-дилеров, кто предпочитает участвовать в ярмарках ближе к дому, и таких сознательных становится все больше. «В мире искусства к слову „местный“ прикрепилось какое-то клеймо, все хотят международной славы. Но теперь мы вынуждены поменять свой подход на локальный — это касается еды, путешествий и искусства», — считает она. В этом году Макгарри впервые участвует в FIAC в Париже: «Он у нас в паре часов езды на поезде». Дилер также исследует проблему использования биоразлагаемых материалов, таких как упаковка, изготовленная из мицелия, тела гриба. При этом она подчеркивает, что подобные шаги — капля в море и для достижения реальных изменений необходимо вмешательство правительства.

Лауреатом премии Frieze Artist Award в этом году стал Гимали Сингх Соин, чей фильм «Мы настолько противоположны II» (2019) посвящен сегодняшним климатическим и экологическим проблемам. А на стенде галереи Seventeen невозможно было пройти мимо работы «Мысли о голубом небе» Патрика Годдара (2019) — 180 фигур попугайчиков с кольцом на шее, отлитых из переработанного свинца. По словам директора галереи Дэвида Хойленда, «случилась бы катастрофа, если бы все птицы умерли прежде, чем люди признали последствия климатического кризиса».

Кейт Макмиллан считает, что модель художественной ярмарки должна быть радикально пересмотрена. «Ярмарка Frieze и арт-рынок в целом — это капитализм на скорости. Мы не либеральный, прогрессивный сектор, как нам кажется, а совсем наоборот, — говорит она. — Сколько же авиарейсов мы совершаем! И перевозка предметов искусства, которые мы покупаем, — это лишь вершина айсберга. Нам нужно разработать новые, устойчивые модели развития, которые не причиняли бы вреда планете, и требовать этого от арт-ярмарки нужно немедленно». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+