18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аукцион русского искусства Christie’s: удачи, провалы и невнимательность покупателей

О результатах первого аукциона в рамках недели русских торгов в Лондоне рассказывает галерист и издатель Ильдар Галеев

Замершие в ожидании Brexit лондонские аукционисты устраивают очередные сеансы игры русских покупателей с русскими же предметами искусства. Несмотря на то что над британо-российскими отношениями тучи нависли всерьез и надолго, англичане не могут отказать в гостеприимстве. Тем более что сегмент русских торгов не так уж и мал. $25–30 млн — это, конечно, не миллиард, что был освоен только что в Нью-Йорке на торгах модернистов, и не чуть больше миллиарда там же на торгах современным искусством, но тем не менее кое-что. Лондон по-прежнему главная в мире площадка «белых», прозрачных и, что немаловажно, публичных продаж русского искусства. Лондон, а не Москва. И с этим очевидным фактом надо как-то дальше жить.

Здесь, на острове, традиции чтут свято, а сложились они так, что неделю русского искусства всегда открывает аукцион Christie’s. Каждую подборку их торгов определяет участие какой-то крупной, уникальной коллекции. В прошлый раз так было с Сергеем Чехониным и мирискусниками, которых целенаправленно собирал французский подданный Александр Джаншиев. На этот раз выпала честь представить другую, не менее значимую коллекцию. В минувшем году ушла из жизни графиня Нина Зубова, владелица одного из важных собраний русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Сей факт не остался без внимания специалистов аукционного дома, которые смогли предложить наследникам приемлемые условия продажи. Среди предметов из коллекции выделялся настоящий уникум — пастельный портрет Петра Великого, исполненный знаменитым Этьеном Фальконе, автором «Медного всадника», возможно самого популярного исторического памятника в России. Портрет участвовал в распродаже собственности семьи скульптора еще в 1866 году, что отражено в каталоге тех исторических торгов. Рисунок, хотя для Петра Алексеевича и не прижизненный, но для иконографии императора важнейший, был «обречен» на продажу, что и произошло в ходе короткой, но яркой схватки (продан за £15 тыс. при эстимейте £3–5 тыс.).

Настоящей удачей было получить на аукцион еще одну жемчужину — «Портрет мадемуазель Жирмо» Николая Фешина. Работа датируется 1917-м, годом наивысшей активности художника. Эффектная проработка деталей, богатство палитры и композиционные находки делают это произведение одним из пиковых по мастерству и значению в русском портретном искусстве. Портрет экспонировался и публиковался неоднократно еще в начале 1920-х годов. Он происходит прямо из семьи живописца, что само по себе событие. Цена, достигнутая в ходе торгов, — £2,3 млн лишь подтверждает за Фешиным репутацию одного из важнейших русских художников.

Интересное произведение в первой, «картиночной» сессии (около 100 лотов) могло бы привлечь внимание любителей жанровой живописи, но — не случилось. А ведь его автор — сам Павел Чистяков, ментор наших ведущих живописцев рубежа XIX–XX веков. Михаил Врубель, Илья Репин, Василий Поленов, Валентин Серов, Виктор Васнецов — все из «команды мечты» русского искусства — прошли его университеты. Небольшого формата картина, изображающая французского плейбоя, очевидно небогатого, судя по изодранному исподнему, спешащего на бал, исполнена художником в Париже в 1863-м. Полотен с таким искрометным сюжетом в ту довольно мрачную посткрепостническую эпоху было не так уж много, потому провалившаяся продажа — удивительное свидетельство невнимательности покупателей.

Поистине драматическое противостояние двух претендентов на целомудренное ню Юрия Анненкова начала 1930-х годов несколько оживило довольно вялую на тот

момент обстановку торгов. Результат в £420 тыс. превысил нижнюю границу эстимейта аж в шесть раз! Неисповедимость путей русских художников на чужбине уже давно стала нормой. Если бы Анри Матисс и Фернан Леже знали, что в Париже есть такой кинодекоратор средней руки, эмигрант из Ленинграда, который почти через столетие станет с ними вровень по ценам, им тогда, вероятно, следовало как минимум с ним познакомиться.

Традиционно удачной оказалась для Christie’s торговля предметами декоративно-прикладного искусства (около 250 лотов). «Недоборы», случившиеся на старте сессии (например, непроданный Рерих 1918 года с эстимейтом £1,5–2 млн), с лихвой были перекрыты продажей с превышением верхних эстимейтов коллекционных предметов фирмы Фаберже, фарфора и бронзы — тоже из дома графини Зубовой. Как всегда прекрасный бестиарий Фаберже утолил жажду всех нуждающихся в великосветских сувенирах от всемирно известной ювелирной марки. Итоговый результат аукциона — почти £12 млн — внушает оптимизм. На днях, 17 ноября, точно такую же сумму Christie’s выручил на сейле вин в Париже. Если русские покупатели коллекционных картин и предметов сравнялись по объему с поклонниками коллекционного алкоголя, значит, все не так уж и плохо, им есть куда стремиться.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+