Произведения Лучо Фонтаны (1899–1968) приезжали в Москву и Санкт-Петербург и раньше, в составе групповых выставок, а в 2006 году в Русском музее прошел его первый в нашей стране персональный показ 36 работ, привезенных из Музея нового и современного искусства Тренто и Роверето.
Выставка в Мультимедиа Арт Музее (кураторы — Ольга Свиблова и Елена Джеуна), осуществленная в сотрудничестве с Фондом Лучо Фонтаны в Милане, заметно больше — 60 работ всех периодов творчества художника из итальянских музеев и частных собраний. То, что привезли довоенные работы Фонтаны, а не только знаменитые продырявленные и разрезанные холсты, делает эту выставку особым событием. «Его имя принято ассоциировать с единственным приемом — разрезами на монохромных холстах, но на самом деле уже с 1930-х годов он был одним из самых отважных художественных первопроходцев современности», — говорит историк искусства Лука Массимо Барберо, автор трехтомного каталога-резоне Фонтаны.
Лучо Фонтана родился в Аргентине в семье итальянцев-эмигрантов. Отец его был скульптором, в мастерской которого будущий художник получил первые навыки ремесла. Перебравшись в Милан, он поступил в Академию Брера (1927–1929), в мастерскую известного скульптора-символиста Адольфо Вильдта, но вскоре вышел из-под влияния учителя. «Черный человек» (1930) Фонтаны на его первой выставке в миланской галерее Milione уже говорил об интересе молодого скульптора к экспериментам с формой и цветом, которые не прекращались на все этапах его творчества. Экспериментировал он еще в 1930-е и с разными материалами, например с мозаикой. «Портрет Терезиты» (1940) на выставке — свидетельство виртуозного владения им этой древней техникой. Оттуда же его увлечение керамикой, представленной на московской выставке 12 покрытыми цветной глазурью «Распятиями». Их экспрессивность и динамика отсылают к традиции барокко.
В 1947 году художник вернулся в Италию из Аргентины, куда уехал с началом войны, и в том же году вместе с группой единомышленников подписал «Первый пространственный манифест», провозгласивший новую эру, начавшуюся большими научными открытиями ХХ века, которые полностью меняют наши представления о мировом пространстве, на что не может не откликнуться и искусство.
А уже через два года Фонтана начинает серию «Дыры» из продырявленных шилом монохромных холстов. «В отверстие, которое я проделываю, — объяснял художник, — просачивается бесконечность с другой стороны, и живопись более не нужна».
В том же году в галерее Naviglio он создает и первую свою пространственную инсталляцию — из светящихся неоновых фигур, свисающих в темноте с потолка. Фонтана и здесь был среди первых. А серия «Разрезы» уже в конце 1950-х продолжила «пространственную» тему. На выставке она, в частности, представлена знаковой работой 1965 года. Белый холст с разрезом, а на обороте надпись рукой художника: «Мягкая / посадка / русских на Луну. Космическая эра».
На выставке есть и другие работы Фонтаны: «Кванты» (1959–1960) из фрагментов полотен, которые собираются в разных сочетаниях, «Маленькие театры» (1964–1966) из холстов в лаковых рамах-кулисах. В них, как на сцене, выступают причудливые биоморфные силуэты, перекликающиеся с предыдущей серией «Натура» — скульптур из бронзы и терракоты. Для Фонтаны они тоже связаны с космосом, попыткой «вдохнуть жизнь в бездвижную материю».
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Лучо Фонтана. Ретроспектива
До 23 февраля