Пополнение в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина, советское и монументальное искусство и современный стрит-арт в Музее архитектуры им. А.В.Щусева, выставка на тему семьи в отечественном искусстве в Русском музее.
Отдел личных коллекций отмечает свое 20-летие выставкой новых поступлений. Более 100 произведений, переданных в дар музею за последние три года, приятно удивят зрителя и временным охватом работ, и их качеством. Искусство XIX — начала XX века представлено первыми его именами: Васнецовым, Коровиным, Кустодиевым, Левитаном, Поленовым и Саврасовым. Все эти высококлассные произведения — из коллекции известных ученых Виктора и Клары Лебединских. Еще одно собрание, Рудольфа и Наталии Дугановых, заинтересует любителей русского авангарда: редчайшие литографированные книги, альбомы и рисунки Наталии Гончаровой, Кирилла Зданевича, Алексея Крученых, Казимира Малевича, Ольги Розановой. А завершает этот экскурс в историю русского искусства живопись и графика нонконформистов из коллекции поэта и одного из лидеров «второго русского авангарда» Всеволода Некрасова (1934–2009).
В Музее архитектуры им. Щусева открылась выставка «СтритАРХ», целиком посвященная эволюции монументального и оформительского искусства в Москве от советской классики до современного стрит-арта. Здесь собраны никогда раньше не выставлявшиеся макеты и эскизы к архитектурным проектам, как, например, эскизы мозаичных фасадов кинотеатра «Октябрь» на Новом Арбате (1967) или эскизы к оформлению московского Дворца пионеров на Воробьевых горах (1958–1962), а рядом — фотографии уже утраченного вроде барельефов дома Наркомата связи на проспекте Мира (1937–1946), сбитых в хрущевские годы борьбы с излишествами в архитектуре. Современные художники представлены отдельно во флигеле «Руина»: там зрителя ждут граффити и другие жанры уличного искусства.
Около 200 произведений живописи, графики и скульптуры представляет Русский музей на выставке «Портрет семьи». Здесь и ранние образцы семейной темы в русском искусстве — «Автопортрет с женой» (1729) Андрея Матвеева или «Портрет А.П.Антропова с сыном перед портретом жены» (1776) Петра Дрождина, — и передвижники со своими жанровыми сценками на социально острые темы, такими как «Свекор» (1888) Владимира Маковского или «Семейный раздел» (1876) Василия Максимова. Советский период отмечен новым отношением к семье — как к ячейке общества, строящего социализм. Лучшая иллюстрация новой идеологии — картина Тараса Гапоненко «На обед к матерям» (1974), где к колхозницам прямо в поле привозят на кормление младенцев. И наконец, завершением рассказа о семейных ценностях послужит инсталляция питерской группы «Колдовские художники», иронизирующей над тем, как пытаются сегодня возродить домострой.