Обильно украшенный разноцветными майоликовыми изразцами, витражами «шебеке» с решетками из орехового дерева, фресками, лепниной и бронзой красавец павильон воплощает все те излишества в архитектуре, за которые когда-то ругали, а сейчас безмерно ценят творения зодчих. Они демонстрируют вкус проектировщиков и высокий уровень ремесла и строительной индустрии.
Павильон был возведен в 1939 году. Его авторами были молодые бакинские архитекторы Микаэль Усейнов (1905–1992) и Садых Дадашев (1905–1946). Бывшие одноклассники, первые выпускники архитектурного факультета Бакинского политеха, Дадашев и Усейнов в молодости практиковали в конструктивистском стиле, потом стали классицистами. Одновременно они изучали национальную архитектуру — сделанные ими замеры дворца Ширваншахов в Баку, комплекса построек XII–XVI веков, были опубликованы с подачи Алексея Щусева. Собственно, в Баку они играли примерно ту же роль, что Щусев в Москве: смешивали, микшировали стили с акцентом на классицизм, с добавлением национальных деталей, чтобы изобрести пышную репрезентативную советскую архитектуру, что им замечательным образом и удалось. Они много строили в Баку (музей Низами, здание ЦК и другое), а за павильон Азербайджана на ВДНХ в Москве получили Сталинскую премию.
Главным украшением павильона стал 16-метровый входной порт с двумя колоннами, типологически отсылающий к пештаку — входному порталу средневековых мечетей и мавзолеев (гигантский прямоугольник со стрельчатой аркой-айваном внутри). Своды айвана украшены мукарнами — сталактитами, выложенными разноцветной майоликой. Отсылки к религиозной архитектуре в 1930-е никого не смущали. Павильоны союзных республик и задумывались как храмы — не в религиозном, а в культурном смысле — храмы изобилия: внутри демонстрировались южная флора, изделия ремесел, ковры в первую очередь, субтропические овощи и фрукты, что для голодных 1930–1950-х было зрелищем чудесным, почти райским.
В 1954 году к зданию пристроили второй этаж и оранжерею, не нарушив тем не менее общей архитектурной композиции. В 1960-е недвижимость ВДНХ была переоформлена на ведомства — павильон получил отраслевое назначение, новое имя «Информатика и вычислительная техника» и новый фасад из стекла и металла. Надо отдать должное строителям 1970-х: они не сбили лепнину и майолику, а лишь зашили все под фальшпанелями.
Реставрация павильона началась в 2014 году. В 2016-м его официально передали Республике Азербайджан в аренду на полвека за символическую плату в 1 руб. Фонд Гейдара Алиева выделил $1 млн на завершение реконструкции.
Всеми деталями, материалами и красками вновь заиграл фасад. Первоначальный вид получили сталактитовый свод с виноградными лозами, разноцветные карнизы, витражи и бронзовые решетки. Внутри восстановили гранитную парадную лестницу, мраморные мозаичные полы, световые фонари на потолке и оранжерею. Лишь сталинскую мебель, выставочные стенды восстановить не удалось.
Перед фасадом вновь появились скульптуры «Чабан» и «Азербайджанка» — работы Фуада Абдурахманова (1915–1971), также в свое время отмеченного Сталинской премией. Скульптуры были утеряны, но в Национальном музее искусств в Баку нашли их гипсовые слепки и сделали бронзовые копии.
В отреставрированном павильоне уже работают музей, арт-галерея, библиотека, магазин сувениров, кафе-чайная.
Восстановление павильона Азербайджана подтвердило добрососедские отношения двух стран, товарооборот между которыми в 2018-м превысил $2 млрд. В России учится 11 тыс. азербайджанских студентов, что также работает на долгую перспективу. На открытии павильона присутствовала первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева. Во время визита в Москву она была награждена орденом Дружбы народов.
Всего на территории ВДНХ расположено 49 объектов культурного наследия. На реконструкцию выставки планируется потратить 107 млрд руб., 40% этой суммы — частные инвестиции.