Сорок пятый по счету и первый на новом месте (в Гостином Дворе вместо привычного ЦДХ) Российский антикварный салон открыл свои двери в среду и продлится до конца недели. В ярмарке принимают участие 200 отечественных галерей, арт-дилеров и компаний, специализирующихся на искусстве и предметах интерьера XVIII–ХХ веков. В ассортименте доминирует отечественное искусство, и тут нельзя не удивиться смелости организаторов, запланировавших единственную российскую ярмарку антиквариата почти одновременно, внахлест с неделей аукционов русского искусства в Лондоне, стартовавшей в понедельник. И хотя к официальному открытию Российского антикварного салона главные события в Лондоне — торги Sotheby’s и Christie’s — уже состоялись и некоторые галеристы (хочется надеяться, что и коллекционеры) даже успели прилететь на вернисаж, все же сравнения напрашивались (какие работы были выставлены на торги в Лондоне и по каким ценам), и, кажется, не в пользу Москвы…
В этом году изменилось не только место проведения, но и формат: экспозиция салона поделена на «кварталы» и «улицы» антиквариата, коллекционного дизайна, ювелирного искусства и винтажа. Впрочем, организатор мероприятия остался прежним — это компания «Экспо-парк», которая уже более 20 лет проводит Российские антикварные салоны. Сохранилась и верность традициям ЦДХ. По-видимому, именно поэтому нынешнее мероприятие так разительно отличается от других ярмарок, что тоже проводятся в Гостином Дворе, но фокусируются на современном искусстве. И Cosmoscow, которая традиционно проходит тут в сентябре, и пока состоявшаяся лишь однажды DA!Moscow полностью трансформируют центральное пространство Гостиного Двора в стильную, выверенную и сдержанную экспозицию современного искусства и дизайна, представленных на типовых стендах с белыми стенами. На Российском антикварном салоне все иначе: ни единообразия стендов, ни общего художественного решения здесь нет. Многие галеристы из центрального сектора из года в год готовят тщательно продуманные тематические экспозиции, работают над оформлением стендов, подбирают цвет стен, но их усилия подчас остаются незамеченными в общем стремлении соседей показать все лучшее сразу, использовать каждый квадратный сантиметр стенда, забив его до отказа старинной живописью очень разного качества и всевозможными древностями.
Очень лаконично и элегантно выглядят стенды участников из нового квартала Art & Design, объединившего современное искусство и коллекционный дизайн: «Эритаж», PA Gallery, Mirra, «Е.К. АртБюро», Tirage 1/1 и других. Правда, место им выделили несколько на отшибе, и смотрятся они немного как пришельцы с другой планеты. Блеска и роскоши мероприятию должны были добавить ювелирные участники — у них на салоне появилась целая улица. Но сразу за аллеей ювелиров начинаются стенды с винтажем и старинными предметами по более демократичным ценам (во время ВИП-превью он был закрыт и спрятан за шторками, а со среды заработал в полную силу). Кстати, один из самых живых разделов ярмарки, но совсем уж лишенный изысков в оформлении — просто ряды стендов с нагромождением предметов на каждом, почти как на блошиных рынках Европы. Раньше эта часть салона располагалась на третьем этаже ЦДХ, а теперь стала задворками «цивильной» части ярмарки, никак не поменявшись внешне. В среду вечером было видно, что здесь торговля шла и были реальные покупатели, особенно у «предметников» и тех, кто предлагает винтажные аксессуары, так что спрос на серебряные подстаканники, винтажные сумочки, платки и брошки есть. В этой части была особенно заметна техническая проблема нового пространства ярмарки в Гостином Дворе: очень мало света. И если на стендах ВИП-зоны было выставлено специальное освещение для живописи, то тут приходилось выбирать и осматривать почти что в потемках.
На Западе такие ярмарки (особенно современного искусства, но и классического, тем более что грань между ними постепенно стирается) — это не только выставки-продажи искусства, рассчитанные лишь на профессионалов арт-рынка и коллекционеров, но и полноценные художественные шоу с некоммерческими экспозициями, образовательной и параллельной программами, которые привлекают самую широкую аудиторию. Да, студенты художественных вузов и молодые профессионалы из сферы моды и коммуникаций едва ли что-то купят на ярмарке, но их интерес, присутствие, «чекины», перепосты и комментарии в соцсетях формируют общественное мнение, впечатление, что событие никак нельзя пропустить, потому что это важно, модно и актуально. Трудно сказать, что тут причина, а что следствие, но и вернисажи таких ярмарок становятся важным событием светской жизни, получить приглашение на которое и приятно и статусно. Среди гостей открытия (оно же ВИП-превью) Российского антикварного салона во вторник вечером почти не было звезд, завсегдатаев светских вечеринок, медийных лиц и трендсеттеров, да и в Instagram по хештегу #antiquesalon2019 или #российскийантикварныйсалон не найдется ни фотографий с вернисажа, ни просто снимков посетителей, лишь официальные фото и видео.
Более того, складывается впечатление, что ни организаторам, ни участникам всего этого и не нужно: ни информационного шума, ни толп посетителей, ни постов в Instagram. Особенно участникам. «Может, не было светской тусовки, зато на открытие пришли наши клиенты», — подчеркивают они. Правда, продажами и уже заключенными сделками тоже никто не хвастает. Наоборот, в основном сетуют на то, что продавать стало очень тяжело, цены на русское искусство и вообще на внутреннем рынке сильно просели, отбить аренду стенда все сложнее. В общем, кризис спроса на антиквариат признают, но меняться не желают. Среди участников ярмарки остались и те, кто запрещает фотографировать и фотографироваться на стенде, не называет цен на работы или просто говорит, что вещь не продается (на коммерческой ярмарке!). Что говорить — на некоторые стенды и заходить не хочется: боязно, видно, что ждут там только своих — клиентов или коллег по цеху. Странно удивляться в таком случае, что круг собирателей и просто покупателей антиквариата стремительно сужается, новых коллекционеров старины очень мало, а молодое поколение приобретает современное искусство. Кстати, в этой области даже на нашем рынке ситуация лучше, дела идут поживее. Вот буквально на днях российский аукцион Vladey Владимира Овчаренко продал современного искусства на €1,6 млн — думаю, такой цифре позавидует любой отечественный антиквар.
Если не шедевры, то самые ударные произведения следует искать в самом начале ярмарки, в центральной зоне. Здесь представлены ведущие отечественные антикварные галереи, постоянные участницы Российских антикварных салонов. Это «Частное собрание Михаила Суслова» из Петербурга, у него на стенде — первые имена русского искусства XVIII — начала ХХ века, от Владимира Орловского, Ивана Айвазовского и Юлия Клевера ($70 тыс.) до Константина Коровина ($800 тыс.), а также редкой сохранности комплект мебели — стол, 12 стульев и буфет — начала ХХ века в стиле национального романтизма (15 млн руб. за все). Традиционно искусство начала ХХ века, в том числе художников русского зарубежья, представляет семья Кардашиди («Кардашиди Арт»); на этот раз главным акцентом на их стенде стала деревянная скульптура Георгия Артемова, которого называют русским мастером ар-деко во Франции (от €120 тыс. за скульптуру до €300 тыс. за деревянное панно). Как всегда, изысканный стенд у «Элизиума»: Марине Молчановой удается виртуозно поддерживать баланс русской классики и искусства ХХ века. Среди прочего здесь представлены замечательные работы Василия Рождественского, Николая Рериха, Маревны и Владимира Немухина. Галерея «Даев, 33» предлагает пейзажи на любой вкус — от Юлия Клевера ($80 тыс.) и Алексея Саврасова ($140 тыс.) до Зинаиды Серебряковой ($40 тыс.), а также замечательную жанровую сценку плакатиста и иллюстратора Льва Бродаты. На стенде галереи «Империя СПб» выделяется работа Ильи Репина. Их на салоне несколько, но эта, кажется, лучшая — портрет актера Василия Самойлова 1886 года ($500 тыс.). У галереи «Веллум» — тематическая экспозиция, посвященная художникам-женщинам: Ольге Делла-Вос-Кардовской («Портрет дочери», $35 тыс.), Маревне и другим. Но главные вещи здесь — все женские образы Артура Фонвизина и Филиппа Малявина ($200 тыс.), а также Виктора Борисова-Мусатова (этюд прямо на палитре, $35 тыс.). Есть и соцреализм. Конечно, не портреты вождей, но, например, парадное и монументальное «Открытие Волго-Донского канала» 1952 года Петра Кривоногова на стенде галереи и аукциона «Совком». За трехметрового Кривоногова просят $65 тыс., но вообще для Юрия Тюхтина участие в салоне — это, скорее, промо вечернего аукциона 29 ноября, так как на стенде — преимущественно топ-лоты торгов.
Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД) отмечает в этом году 15-летие, к которому приурочена специальная экспозиция «Тренды коллекционирования в России». По замыслу ее куратора галериста Александра Киселева выставка из примерно 50 произведений наглядно показывает основные направления собирательства и разнообразие увлечений отечественных коллекционеров. Первый раздел — западная живопись, прежде всего «малые голландцы», а также мужская тема — батальные сцены в исполнении Богдана Виллевальде и Франца Рубо; следующий мини-зал — модерн и русская живопись рубежа XIX–XX веков; третий — русское искусство ХХ столетия, в том числе авангард. Параллельно — вечные для отечественного коллекционера ценности — русская классика, «наше все» — Иван Шишкин, Иван Айвазовский, а также кабинетная скульптура Евгения Лансере и драгоценные изделия Карла Фаберже. Экспозиция составлена на основе личных собраний антикваров — членов МККААД, вещи музейного уровня.
Кстати, о музеях. С ними участники и организаторы Российских антикварных салонов стараются поддерживать самые добрые отношения. Традицией стали передачи в дар музеям произведений искусства, обнаруженных и приобретенных отечественными галеристами. В этот раз владелец галереи «Русский авангард 10–30-х годов» Анатолий Боровков подарил Музею Владимира Маяковского картину Елены Ефремовой-Гейдор «Посещение АХР Маяковским». Сюжет полотна, написанного уже в послевоенное время, почерпнут из личных воспоминаний художницы. Иван Гейдор, однокурсник и будущий муж Елены Ефремовой, поспорил с приятелями по Ассоциации художников революции, что, когда к ним приедет поэт, он запросто подойдет и заговорит с ним. Когда на выставку прибыл Маяковский, Иван подошел к нему и попросил закурить. Именно этот момент и запечатлен на картине, написанной по памяти.
До 1 декабря.