18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Знакомьтесь, Томас Гейнсборо!

№79
Материал из газеты

В Пушкинском музее впервые покажут большую выставку Томаса Гейнсборо из британских музеев в окружении произведений художников, которыми вдохновлялся английский классик

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина продолжает знакомить отечественного зрителя с искусством Великобритании — вслед за Уильямом Тернером, прерафаэлитами и Фрэнсисом Бэконом в Москву привезли Томаса Гейнсборо, яркого представителя золотого века британской живописи, XVIII столетия. Гейнсборо в наших музеях практически не представлен, зато его единственная работа в России — «Дама в голубом» из Государственного Эрмитажа — широко известна и считается одним из самых знаменитых шедевров музея. 

Две картины Гейнсборо, «Автопортрет» и «Романтический пейзаж с овцами у источника» из собрания Королевской академии художеств, в 2015 году приво­зили в Эрмитаж, но других выставок британского классика в России не было. В ГМИИ собрали живопись, графику и эксклюзивные материалы из коллекций лондонских Национальной и Национальной портретной галерей, Музея Виктории и Альберта, Тейт и других важных британских институций. Беспрецедентным также является и тот факт, что в Москву прислали уникальные пейзажи на стекле, которые обычно не выдаются на зарубежные выставки.

В наследии Гейнсборо доминируют два жанра — пейзаж и портрет, также важное место занимают «фантастические картины» и копии с европейских мастеров. Портретный жанр в английской живописи во многом сформировался под влиянием фламандского художника XVII века Антониса ван Дейка, особенно в части аристократических и парадных портретов — в работах Гейнсборо можно встретить заимствованные у него эффектные приемы и позы. Старший современник Гейнсборо, его соотечественник Уильям Хогарт разработал тип «разговорного портрета», в котором обнаруживаются жанровые элементы и черты галантных сцен. Такие «разговорные портреты» писал и Гейнсборо, наряду с парадными, камерными и охотничьими. Особенно удавались художнику детские образы. В его время меняется отношение к детству, которое начинает восприниматься как особый и ценный период жизни, и Гейнсборо мастерски это передает, сосредотачиваясь в портретах на эмоциональном состоянии и характерах юных моделей, а не изображая их как маленьких взрослых. Ноу-хау самого Гейнсборо — гибрид портрета и пейзажа, изображение человека или группы людей на фоне природы, чаще всего английского пейзажного парка. Важно, что художник писал виды, следуя натурным впечатлениям, изображал конкретное, а не обобщенное поместье английского аристократа с величественным домом, холмами и фермами вдалеке. Портреты были любимым жанром Гейнсборо и его отдушиной, в них он опирался на северную традицию, прежде всего на работы голландских живописцев и особенно Якоба Рейсдала, хотя отдельные композиционные приемы заимствовал у французского пейзажиста Клода Лоррена. 

Томас Гейнсборо стоит у истоков пейзажной школы английской живописи. Художник также работал в жанре «фантастической картины» — сочиненных композиций на непритязательные сюжеты — с пасущимися овцами, лачугами, крестьянами, пасторальными сценами в духе Антуана Ватто. Кроме того, он был блестящим копиистом картин старых мастеров, стремясь понять манеру письма и метод работы великих предшественников: Бартоломе Эстебана Мурильо, Питера Пауля Рубенса, Ватто, ван Дейка, Рейсдала. 

На выставке в Пушкинском музее показаны практически все грани таланта Гейнсборо-портретиста, любимого художника короля Георга III, одного из основоположников британской школы живописи и сооснователя (вместе с Джошуа Рейнолдсом) Королевской академии художеств, а также работы тех мастеров, которые на протяжении всего творческого пути вдохновляли его: Ватто, ван Дейка, Рейсдала, Рубенса, — из российских и зарубежных собраний.  

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Томас Гейнсборо
3 декабря 2019 – 1 марта 2020

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+