В Германии 1 июня открывается Музей архитектурного рисунка, основанный Сергеем Чобаном и спроектированный бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов»
Все, что архитектор создает на бумаге, чаще всего носит промежуточный характер. Творческая мысль зодчего реализуется в создании проектных эскизов, представляющих самоценный жанр — архитектурную графику. В известном смысле, коллекционирование акварельных увражей и отмывок — занятие эстетское, тем более когда культура 3D-визуализации практически упразднила бумажный носитель. Сергей Чобан, 51-летний архитектор, выпускник института им. Репина Академии художеств, в 1992 году уехавший в Германию, начал работу в Гамбурге в бюро NPS, а в 1995-м возглавил берлинский офис NPS Tchoban Voss. Среди его построек в Берлине — отель «Домакваре», кинотеатр «Кубикс», синагога в Вильмерсдорфе. В 2004 году архитектор открыл офис в России, совместно с Петером Швегером спроектировал башню «Федерация» в Москва-Сити. В настоящее время вместе с Сергеем Кузнецовым, с 2012 года главным архитектором Москвы, он руководит бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов». Будучи виртуозным рисовальщиком, Чобан понимает архитектуру на уровне графического восприятия: «Архитектура, которую интересно рисовать, и является удачной архитектурой». Его собранию акварелей и рисунков западноевропейских, советских, российских архитекторов и живописцев XVIII — начала XXI века уже более десяти лет. Эксперт Ирина Седова комментирует: «Архив рисунка в Эрмитаже посвящен рисунку вообще. Чобан же сконцентрировался только на архитектурной графике. Его коллекция не кабинет любителя-знатока, но арсенал профессионала, имеющий широкие хронологические рамки и богатый репертуар материалов. Один из шедевров — лист Пиранези Архитектурная фантазия с дворцом, происходящий из собрания В. Аргутинского Долгорукова.
Благодаря Чобану специалисты обратили внимание на творчество малоизученного пьемонтского зодчего Филиппо Юварры». В его собрании свыше 400 оригинальных листов (печатную графику Чобан не собирает) — от первых имен, в том числе де Вайи, Гонзага, Миса ван дер Рое, Райта, Чернихова, Либескинда и др. Несмотря на плотный график, архитектор присутствует на аукционах, доверяя лишь собственному глазу. «Думаю, моя коллекция уже вполне позволяет проследить эволюцию жанра. Ее заметная часть посвящена ныне живущим и работающим архитекторам и художникам, рисующим архитектуру. Это не ретроспективный подход. Я делаю акцент на популяризации, демонстрации актуальности архитектурного рисунка, но не на его возрождении. Считаю, что он и не умирал», — поясняет свою позицию Чобан. В 2009 году зодчий основал и зарегистрировал в Германии Благотворительный фонд Сергея Чобана, куда вошли как его собственные рисунки, так и часть собранной им уникальной коллекции архитектурной графики. Организованные фондом выставки за это время прошли в Немецком архитектурном музее во Франкфурте, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже в СанктПетербурге, Академии художеств в Париже.
Выставочный опыт убедил Чобана, что «сейчас наблюдается огромный интерес к архитектурному рисунку, ибо он позволяет зрителю проследить за мыслью архитектора, да и просто увидеть красиво нарисованную архитектуру». Для хранения коллекции и проведения выставок архитектурной графики в Берлине бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов» спроектировало здание музея. Профильные коллекции имеются в Академии художеств и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Государственном музее архитектуры им. Щусева в Москве, Техническом университете Берлина, Музее архитектуры в Мюнхене, Метрополитен музее в Нью-Йорке — отдельного же музея архитектурного рисунка до сих пор нигде в мире не было. Для его строительства кураторский совет фонда выбрал небольшой участок в Восточном Берлине, в районе Пренцлауэрберг, у входа на территорию бывшей пивоварни «Пфеферяберг». До музейного острова и Унтер-ден-Линден отсюда 15 минут пешком.
По соседству с музеем, выстроенном на месте заводского гаража, — архитектурная галерея AEDES, галерея современного искусства Ikeda, мастерские художников. «Здание построено из бетона; по сути это бетонная скульптура. На фасаде методом наложения форм и последующей отливки воспроизводятся графические мотивы, заимствованные из отдельных листов моей коллекции, — рассказыкнуть: это важно, что здание спроектировано именно российской архитектурной компанией». Компактный в плане объем примыкает к брандмауэру соседнего 4-этажного жилого дома. Постройка образована пятью, в соответствии с числом этажей, смещенных друг относительно друга, четко выделенными блоками. Бетонные стены чередуются с панорамным остеклением. На первом этаже расположена библиотека, на верхних — архив и экспозиционные залы.
Музей открывается выставкой Пестум Пиранези. Заново открытые шедевры, представляющей 15 рисунков Джованни Баттисты Пиранези из собрания лондонского музея сэра Джона Соуна, английского архитектора-палладианца (1753–1837), автора здания Банка Англии в Лондоне, коллекционера античных древностей, живописи и графики, в том числе 15 листов Пиранези, четыре из которых он получил в подарок от автора. «Этот музей для меня является идеалом, а личность архитектора и собирателя Джона Соуна — путеводной звездой. Это партнерство — большая честь для нас. Экспонаты музея Джона Соуна впервые за всю историю покидают родные стены.
После показа у нас листы Пиранези отправятся на выставку в Нью-Йорк». Постоянной экспозиции в Музее архитектурного рисунка не предусмотрено. В год планируется проведение четырех выставок: двух гостевых, одной из коллекции фонда и непременный показ произведений ныне живущего архитектора, работающего в жанре архитектурного рисунка.