«Я всегда считал, что картины лучше всего искать во Франции и на Парк-авеню», — говорит Отто Науманн, бывший манхэттенский дилер, а сейчас вице-президент отдела старых мастеров в нью-йоркском Sotheby’s.
Звучит убедительно. В прошлом месяце на торгах во Франции картины Чимабуэ и Артемизии Джентилески ушли за рекордные €24,1 млн и €4,8 млн соответственно, а теперь Sotheby’s объявил одним из топ-лотов вечернего аукциона старых мастеров 29 января полотно Рубенса «Дева Мария с младенцем Христом, святой Елизаветой и Иоанном Крестителем».
Картина на доске высотой 1,2 м под названием «Дева Мария с младенцем Христом, святой Елизаветой и Иоанном Крестителем», изображающая Святое семейство в вечернем пейзаже, находилась в собственности манхэттенской семьи более 60 лет и не выставлялась с 1951 года. Эта композиция была наиболее широко известна по картине, находящейся в коллекции Музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде и обозначенной в ее каталоге как «авторская копия» приблизительно 1618 года.
Проконсультировавшись со специалистами по творчеству Рубенса, Науманн пришел к выводу, что обнаруженная картина — оригинал, написанный между 1611 и 1614 годом, вскоре после того, как живший в Антверпене художник вернулся домой после глубоко повлиявшего на него пребывания в Италии в 1600–08 годах.
«Это был потрясающий период в творчестве Рубенса», — говорит Науманн. Произведения художника, созданные в это же время, вроде «Избиения младенцев» (1609–11) или «Лота и его дочерей» (1613–14), были проданы на торгах за $76,7 млн и $58,2 млн в 2002 и 2016 году соответственно.
«Он хочет произвести сильное впечатление. Это очень энергичная картина», — добавляет Науманн, восхищенный новым открытием XVII века. Но скромный, прямолинейно религиозный сюжет картины умерил возлагаемые на нее финансовые ожидания, и аукционный дом выставит ее с эстимейтом $6–8 млн.
Sotheby’s — и еще один частный продавец из Америки — ожидает большего от алтарной картины Джованни Баттисты Тьеполо «Мадонна с четками и ангелами». В 1989 году она была продана за $2,1 млн, что установило аукционный рекорд на произведения венецианского мастера XVIII века.
Полотно высотой 2,4 м, подписанное и датированное 1735 годом, изображает Деву Марию в огненно-красном одеянии в окружении трех ангелов. Как и в случае с картиной Рубенса, имя заказчика этой работы неизвестно.
Поскольку крупноформатные картины Тьеполо практически не встречаются на открытом рынке, Sotheby’s решил гарантировать продавцу минимальную цену не ниже $15 млн, что почти втрое выше актуального аукционного рекорда художника. На данный момент гарантию обеспечивает Sotheby’s, но до торгов третье лицо может предложить неотменяемую ставку и взять риски на себя.
Участие этих дорогих лотов на январских торгах в Нью-Йорке контрастирует с относительно слабыми лондонскими аукционами в декабре. На фоне скорых парламентских выборов и продолжающегося напряжения из-за выхода Великобритании из Европейского союза ни один продавец не рискнул выставить картины дороже $5 млн ни на Sotheby’s, ни на Christie’s.