18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Итальянцы помогли струнным раритетам российских музыкантов

№79
Материал из газеты

После долгих переговоров итальянские мастера отреставрировали скрипку Санто Серафино и виолончель Пьетро Гварнери XVIII века, пострадавшую в бытовой драке

Российский национальный музей музыки провел нынешней осенью первый семинар по реставрации струнно-смычковых музыкальных инструментов, на котором занятия вели признанные мастера из Италии. По его итогам самые умелые отечественные реставраторы продолжат обучение (для этого будет приобретено специальное оборудование); впоследствии они смогут самостоятельно восстанавливать уникальные инструменты семейств Амати, Гварнери, Страдивари из состава Госколлекции — те, на которых по сей день играют российские музыканты.

Государственная коллекция музыкальных инструментов возникла в 1878 году, когда Константин Третьяков, однофамилец Павла Третьякова, передал свое собрание Московской консерватории. На протяжении полутора веков коллекция пополнялась из разных источников и многократно реорганизовывалась, а в 2010 году была передана в управление Музею музыки. Сегодня в ней 286 драгоценных струнных смычковых инструментов: 197 скрипок, 43 альта, 41 виолончель, 3 контрабаса, пошетта и лироне.

На некоторых из них играл Мстислав Ростропович, сейчас с ними выступают Юрий Башмет и «Солисты Москвы», музыканты Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского, Российского национального оркестра. Играют интенсивно — и все эти годы мелкий ремонт и реставрацию инструментов делали отечественные мастера, стремясь в первую очередь сохранить звучание. Воссоздание исторического облика скрипок и виолончелей отступало на второй план, а серьезную реставрацию наши мастера сделать и вовсе не могли: мало того что в России этому нигде не учат, но и по правилам для того, чтобы заниматься, например, скрипкой Страдивари, нужно иметь сертификат от Фонда Антонио Страдивари, что в Италии. 

После долгих переговоров и поручения президента РФ итальянские мастера из мастерской эксперта и реставратора старинных музыкальных инструментов Брюса Андерса Карлсона взяли в работу скрипку Санто Серафино (Кремона, 1749) и виолончель Пьетро Гварнери (Венеция, первая половина XVIII века). Скрипка была в неплохом состоянии, а вот виолончель пришлось буквально спасать из руин. Она в 2001 году пострадала в результате бытовой драки, пока находилась в пользовании у музыканта Олега Ведерникова, из-за чего он даже попал под суд. После варварских ударов ногами верхняя дека инструмента треснула, обечайка раскололась, гриф отошел от корпуса с утратой фрагментов. Потребовалась огромная работа, включая исследовательскую часть (радиография и дендрохронология, химический анализ лаков), чтобы возродить инструмент без ущерба для его звучания. Что получилось в итоге можно до 19 января увидеть на выставке «Коллекция особого назначения» в Музее музыки.

Там надеются, что сотрудничество отечественных и итальянских мастеров будет продолжено — в Госколлекции еще около 30 инструментов требуют профессионального вмешательства реставраторов. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+