18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Усадьба Архангельское продолжает реставрационные работы

В Архангельском уже заметно преобразился усадебный парк. В планах — воссоздание ботанических оранжерей и открытие визит-центра усадьбы со стороны Ильинского шоссе

Реставрация музея-усадьбы «Архангельское» практически не прерывается последние 30 лет. Осенью 2019 года бывшая усадьба князей Юсуповых отметила 100-летие с даты основания здесь музея. К юбилейным торжествам был завершен первый этап реставрации объектов культурного наследия, проведены коммуникации, прошло благоустройство территории и налажен общепит. На восстановительные работы потрачено более 1,5 млрд руб.

Еще в 1985 году музей был закрыт на масштабную реставрацию, однако она шла туго из-за нелогичного (хотя исторически объяснимого) подчинения усадьбы Минобороны. В 1997 году усадьбу передали в Минкультуры, и под его эгидой она приобрела статус памятника федерального значения. В последние годы работы тут ведутся весьма активно. Финансирование реставрации складывается из нескольких источников: федерального бюджета, регионального и муниципального бюджетов Московской области, собственных средств музея, а также за счет попечителей.

Как отчитывается музей, с 2016 по 2019 год, за период комплексной реставрации при поддержке Минкультуры РФ, приведены в порядок более 20 зданий и сооружений музея, 137 парковых скульптур, а также более 150 предметов из музейного фонда. К осени 2019 года закончено благоустройство территории западных рощ и Юсуповского парка, открыты после реставрации Императорская аллея и парк усадебных затей. В частности, были восстановлены три арочные аллеи-берсо и запущены три исторических фонтана. Санаторий Минобороны «Архангельское» внес свою лепту в благоустройство комплекса, отреставрировав парадную лестницу и приведя в порядок приречную территорию.

Садово-парковой скульптуре в Архангельском уделяют особое внимание, в основном это произведения итальянских скульпторов, созданные в том числе и в московских мастерских Сильвестра Пенно и братьев Трискорни. К апрелю 2019 года около полутора сотен мраморных фигур были промыты, очищены от атмосферных и биологических загрязнений. Специалисты провели расчистку мелких выбоин, трещин и швов, воссоздали недостающие элементы. Работы коснулись и крупных скульптурных групп, в частности «Менелая с телом Патрокла» и «Геркулеса и Антея», и мелких декоративных форм, например вазонов, которые оборудовали медными трубками для слива воды. Многочисленные мраморные львы Архангельского были очищены от солевых и атмосферных корок, на их поверхности восполнили утраты, законсервировали трещины и разрывы. Серия из 44 бюстов и аллегорических фигур, установленная на подпорной стене нижней террасы, была укреплена под руководством реставратора Владимира Черемхина, их переустановили на нержавеющие пироны (стержни) из полимерного материала.

Другие знаковые объекты Архангельского — фонтаны, которые в последний раз запускали еще до революции. До наших дней уцелело три фонтана XIX века, однако они находились в таком состоянии, что работать уже не могли. В петербургской реставрационной мастерской мраморные оригиналы были заменены копиями из специального состава, сделанного из полиэфирной смолы и мраморной крошки. Воссоздана водяная система коммуникаций, обслуживавшая эти фонтаны. В сентябре 2019 года в рамках празднования юбилея музея-усадьбы они были запущены. 

В течение 2019 года, как рассказывают в музее, наиболее крупные работы на территории Архангельского были связаны не с наведением «внешнего лоска», а с фундаментальными работами по созданию систем жизнеобеспечения усадьбы. Министерство ЖКХ Московской области взяло на себя первый этап реконструкции внешних инженерных сетей, включая теплосеть, трубопроводы, канализацию, водопровод и освещение. 

В 2019 году были начаты работы по реставрации восточного флигеля (запланированная дата окончания — 2020 год) и церкви Михаила Архангела (ее обещают завершить к концу 2019 года). Следующие на очереди — реставрация подпорной стены у храма-усыпальницы «Колоннада» и дворца с колоннадами. Продолжаются работы по созданию визит-центра усадьбы на Ильинском шоссе, что добавит 300 кв. м дополнительных полезных площадей музею.

Кроме того, от Главгосэкспертизы Главного управления культурным наследием Московской области получено разрешение на воссоздание ботанических оранжерей — на исторических фундаментах XIX века, обнаруженных при археологических исследованиях. В этих трех отдельно стоящих павильонах планируется разместить кинолекционный зал, выставочный зал для временных экспозиций и комбинат питания для экскурсионных групп. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+