18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

МоМА решил избавиться от «-измов»

№79
Материал из газеты

Экскурсия по легендарному нью-йоркскому музею после $450-миллионной реконструкции

Результатов реконструкции ждали с нетерпением. Это было связано не столько с невозможностью попасть в музей (он был закрыт лишь на финальной стадии работ — с июня по октябрь 2019 года), сколько с предощущениями концептуального свойства. Флагман современного музейного мира, MoMA традиционно задает ориентиры для других — а нынешнее расширение его площадей должно было повлечь за собой, помимо количественных, еще и качественные изменения.

В конце октября двери обновленного музея наконец открылись. И сразу стали заметны произошедшие в экспозиции метаморфозы. Музей отказался от идеи навешивать привычные ярлыки всяческих «-измов»: кубизма, сюрреализма и так далее, заменив их тематическими названиями разделов, таким образом предлагая посетителям поразмышлять о различных контекстах, например о таких как «Париж 1920-х», «От банок супа до летающих тарелок» и «До и после событий на площади Тяньаньмэнь». Кроме того, МоМА разрушил границы между видами искусства, и теперь в экспозиции живопись и скульп­тура соседствуют с кино, архитектурой, дизайном и произведениями на бумаге. А еще музей планирует менять до трети от общего числа экспонатов каждые полгода.

Одним из самых ярких примеров нового подхода служит зал на пятом этаже под названием «Война внутри, война снаружи» с подборкой работ, созданных в период с 1965 по 1979 год и посвященных темам насилия, душевного смятения и политической травмы. На почетное место помещена «Тюремная записная книжка» (1976) суданского художника Ибрагима эль-Салахи, заключенного в тюрьму в 1975 году после ложного обвинения в причастности к неудавшемуся государственному перевороту. Впоследствии тюремное заключение заменили на домашний арест, и эль-Салахи начал заполнять альбом чернильными рисунками и яркой прозой и поэзией — в их основу лег опыт пребывания в камере. «Мы с самого начала знали, что хотим поместить этот потрясающий объект в центр экспозиции», — говорит Эстер Адлер, заместитель куратора отдела рисунка и печатной графики.

Эта записная книжка не только привлекает внимание к той части света, которую МоМА прежде упускал из виду, но и задает новый контекст для таких более знакомых работ, как «Потоп II» (1975) Филипа Гастона, где преуспевающий художник обращается к теме катастрофы в нашем жестоком мире. В свою очередь, эта картина обогащается благодаря соседству с произведениями художников, в реальной жизни подвергшихся испытаниям в Венесуэле (литография Марисоль 1971 года), послевоенной Японии (скульптура 1972–1973 годов Тэцуми Кудо) и разделенной Корее (работа Ха Чхон Юна 1974 года, написанная маслом на мешковине). Тишину зала подчеркивает видео Лотти Розенфельд «Миля крестов на асфальте» 1979 года: чилийская художница превращает дорожную разметку в кресты в знак протеста против военной диктатуры Аугусто Пиночета.

Экспрессионистское полотно Бенни Эдрюса «Игры закончились» (1970) рассказывает о положении афроамериканских художников, живших в куда более стесненных обстоятельствах, чем Гастон. Несмотря на то что эту картину приобрели в коллекцию МоМА еще в 1971 году, она выставлялась редко, поскольку не укладывалась в парадигму ухода от фигуративности в 1970-е. Появление ее в экспозиции свидетельствует о том, что музей действительно стремится «сделать видимыми больше разных историй».

Как отметила в газете Guardian Шарлотта Хиггинс, «представленная здесь история искусства больше не состоит из прямых линий и линейных прогрессий — теперь это сложный рисунок ряби, расходящейся по пруду от брошенных в него камушков». В целом история искусства, которую рассказывает музей, ныне создает впечатление менее изолированной и абстрактной, более обоснованной и человечной.

Вдобавок музей открыл новую площадку для перформативного искусства под названием «Мастерская» и создал творческую лабораторию с прозрачными стенами, где посетители могут лично пообщаться с художниками и попробовать самостоятельно создать произведение искусства. Двусветное пространство «Мастерской» расположено на пятом этаже в окружении залов, посвященных течению Fluxus, уличному искусству и другим произведениям 1960-х. Идея заключается в том, чтобы показать, что танец, поэзия, звук и процессуальные формы искусства ничуть не менее важны, чем живопись, скульптура и фотография. Творческая лаборатория начала работу с уроков ткачества, составления карт и мейл-арта. Дебаты и уроки будут вести сотрудники отдела образования, кураторы и реставраторы музея, а также приглашенные художники. А задачей серии бесед «Шесть градусов» станет обнаружение неожиданных связей между объектами из коллекции МоМА.

Однако нельзя не отметить, что большинство критиков сдержанно высказались об обновлении институции. «На мой взгляд, этот МоМА XXI века сможет работать в некоем непрестанно совершенствующемся виде, хотя бы в целях самосохранения», — написала Коттер в New York Times. Эндрю Рассет после вялой похвалы в ARTnews перешел к «фантазиям о том, как можно было бы иначе потратить эти $450 млн». В New York Observer Пэдди Джонсон признала, что «посетительский опыт стал интереснее», но в то же время назвала обновление  «плодом нашей новой плутократии».

 Джастин Дэвидсон в New York Magazine даже вывел алгоритм происходящего: «Новая архитектура выражает идею непрерывного роста. Чем плотнее толпа, тем больше она приносит денег, тем больше можно купить произведений искусства, которые будут требовать больше пространства, для чего нужно еще больше денег и еще больше толп».

Предъявляемые претензии, впрочем, не могут отменить того факта, что получилась куда более интересная институция, чем та, с которой распрощались в июне. Жители Нью-Йорка и толпы туристов от этого, безусловно, выиграли. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+