18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Американцы поделились с французами своим Эль Греко, а испанцы — нет

№79
Материал из газеты

В парижском Гран-пале проходит первая большая французская ретроспектива художника

На выставке Доменикоса Теотокопулоса, более известного как Эль Греко (1541–1614), в парижском Гран-пале представлено 76 работ — от ранних, в византийском стиле, созданных им еще на родине, на Крите, до поздних портретов и произведений на библейские сюжеты, написанных в ставшем ему вторым домом городе Толедо в центральной Испании. Эль Греко никогда не был особенно популярен во Франции, и сегодня в ее музеях хранится всего около десятка произведений художника или его мастерской. Учитывая это, а также то, что мадридский Прадо, обладающий самым большим собранием его картин (42 работы), практически приостановил их выдачу за рубеж в связи с празднованием своего 200-летия и серией юбилейных выставок по стране, собрать столь представительную экспозицию в Гран-пале было непросто. 

Пришлось обратиться к собраниям в США, где Эль Греко всегда пользовался большой популярностью и где работы художника стали собирать уже с начала ХХ века, видя в нем предшественника Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Куратор отдела испанской живописи в Лувре Шарлотт Шастель-Руссо и ее коллега Гийом Кьентс заключили договор с Чикагским институтом искусств, куда выставка отправится в следующем году. Американская институция прислала одну из жемчужин своей коллекции — недавно отреставрированное монументальное (четырехметровое) полотно «Успение Богородицы» (1577–1579). Картина, приобретенная в 1904 году в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля американским промышленником Генри Осборном Хавемайером и его женой Луизин, благодаря выставке впервые вернулась в Европу. Кроме того, нью-йоркский Метрополитен-музей отправил в Париж шедевр Эль Греко «Портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевары» (около 1600, также из коллекции Хавемайеров), а вашингтонская Национальная художественная галерея предоставила «Святого Мартина и нищего» (1597–1599). 

В экспозицию вошли и произведения, созданные Эль Греко в Италии, где он прожил несколько лет до 1570 года и испытал сильное влияние Тициана. В их числе — небольшая алтарная картина из Галереи Эстенсе в Модене. На выставке также можно увидеть некоторые из немногочисленных дошедших до нас рисунков художника и одну из его раскрашенных скульптур — обнаженного «Воскресшего Христа» (1595–1598), созданного для госпиталя Таверы в Толедо. Их дополняют произведения из музеев Канзас-Сити, Лондона, Мюнхена, Ньюарка, Филадельфии и из частных коллекций (авторство некоторых работ пока под вопросом). 

Организаторы выставки стремятся уйти от стереотипов, связанных с фигурой Эль Греко: загадочный гений, проклятый художник, безумец-аскет. Например, о широте его интересов свидетельствует представленный Национальной библиотекой в Мадриде том «Жизнеописаний прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» Джорджо Вазари с личными пометками Эль Греко. «Он был эрудитом, настоящим человеком эпохи Возрождения, и мы будем очень рады, если нам удастся немного сместить фокус в эту сторону», — говорит Шастель-Руссо.

Гран-пале
Эль Греко
До 10 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+