Нововведения видны уже с улицы: зданию вернули первоначальный вид, исчезли железные турникеты и ограждения, музей стал похож на учреждение культуры, а не на секретный военный объект. Внутри заменили технические коммуникации, установили систему климат-контроля, по-новому выстроили освещение и сценографию, покрасили стены в современные алые, синие, зеленые колеры. Появились помещения для временных выставок и кафе, навигация стала понятной, пространство в целом — дружественным.
На этом реконструкция не завершилась. Следующий этап — восстановление главного экспоната, панорамы «Бородинская битва» кисти Франца Рубо.
У этого гигантского произведения (размером 15 х 115 м) драматическая судьба. Оно было выполнено в 1912 году в честь 100-летия битвы по заказу императора Николая II, но полвека после этого не имело нормального экспозиционного помещения и хранилось в неприспособленных местах. В 1940-м панораму от полного разрушения спасли реставраторы во главе с Павлом Кориным. В 1962-м для шедевра Рубо наконец-то построили нынешнее здание: архитекторы Александр Корабельников и Сергей Кучанов и инженер Юрий Аврутин спроектировали оригинальный и нетипичный по внешнему виду музей, облицевав фасад стеклянными панелями. Но в 1967-м случился пожар, и панораму вновь пришлось спасать.
Нынешняя реставрация — третья по счету. Ее сделают открытой: посетители смогут наблюдать за работой специалистов. Но и помимо панорамы в музее есть что посмотреть. За полвека тут собрали около 40 тыс. экспонатов: живопись, графику, скульптуру, книги, иконы, монеты, мебель, посуду, образцы оружия и военной формы. Учитывая сегодняшнюю популярность исторических реконструкций, не приходится сомневаться в повышенном интересе ко всему этому со стороны публики.