18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Метрополитен-музей демонстрирует уникальную шпалеру после реставрации

№79
Материал из газеты

Шпалера со сценой рыцарского турнира эпохи Раннего Возрождения стала ключевым экспонатом на выставке «Последний рыцарь. Искусство, вооружение и амбиции императора Максимилиана I»

Сучетом размеров, тонкости проработки деталей и оригинальности «Турнирная шпалера Фридриха Мудрого» может претендовать на звание самого эффектного произведения ткацкого искусства, изображающего рыцарский турнир в эпоху Раннего Возрождения. Прибывшая из коллекции Музея изящных искусств французского города Валансьен, она стала одним из ключевых экспонатов на выставке «Последний рыцарь. Искусство, вооружение и амбиции императора Максимилиана I» в нью-йоркском Метрополитен-музее (до 5 января).

Организаторы выставки стремились показать, как император Максимилиан I использовал символическую власть оружия и рыцарства для продвижения своей политики и династических притязаний в Европе. Неудивительно, что ответственный куратор отдела оружия и доспехов Метрополитен-музея Пьер Терджанян захотел привезти именно этот ковер, изображающий состязания перед важными зрителями в ложе, в числе которых дети Максимилиана — Маргарита и будущий король Кастилии Филипп I Красивый.

Участие шпалеры в американской выставке стало возможным благодаря французским реставраторам, которые начиная с апреля 2018-го целый год трудились над ковром. По словам директора Музея изящных искусств Валансьена Венсана Адо, работы обошлись в €130 тыс., из которых 40% оплатил Метрополитен-музей, 25% — правительство Франции, 20% — муниципальные власти Валансьена, а еще 15% составили пожертвования.

В прошлом шпалеру реставрировали много раз; отдельные ее участки переткали, и они выделялись на общем фоне, но при этом ткань сохранила свою целостность. Некоторые швы ослабли, так что ковер держался прежде всего за счет основы. Реставраторы первым делом сняли основу, что позволило рассмотреть оригинальные цвета. Также они удалили крепления для подвески шпалеры и позумент, а затем укрепили края. Чтобы стабилизировать тканую поверхность ковра, понадобилось добавить много новых стежков, а затем ее закрепили на новой основе. Поскольку шпалеру посчитали слишком хрупкой для влажной обработки, было принято решение использовать вакуумную очистку.

Благодаря реставрации стали видны мельчайшие детали. Например, в ложе рядом с принцессой Маргаритой стоит будущий король Франции Карл VIII. Маргарита держит левую руку на правой, демонстрируя обручальное кольцо. Эта деталь помогла Терджаняну датировать шпалеру приблизительно 1490 годом, когда Карл и Маргарита еще были помолвлены (уже в следующем году Карл разорвал эту помолвку и женился на герцогине Бретонской Анне).

Бордюр шпалеры украшен гербами, несомненно относящимися к территориям, подконтрольным курфюрсту Саксонии Фридриху Мудрому, стороннику императора Максимилиана. Это дает основания предполагать, что работа была либо создана по его заказу, либо преподнесена ему в качестве подарка. Ковер, вероятно, выткали в Брюсселе по очень подробному картону. На основании своего исследования Терджанян выдвинул гипотезу о том, что произведение, возможно, создано в честь заключения перемирия между Максимилианом и Францией. При этом эксперт подчеркивает, что в действительности Маргарита, Филипп и Карл никогда не оказывались одновременно в одном месте. «Это не изображение реальных событий, — говорит он. — Зрители турнира персонифицируют разные политические силы — это аллегория». 

«Нельзя воспринимать шпалеру буквально, — утверждает Терджанян. — Ее нужно расшифровывать. Наша выставка во многом связана с преувеличением и реконструкцией. И по-моему, этот ковер — идеальный объект. Один из тех, которые невозможно понять до конца». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+