Недавно опубликованный Art & Finance Report компании Deloitte зафиксировал падение оборотов рынка в первом полугодии 2019 года. Одновременно он предсказывает серьезный рост объема инвестиций UHNWI (персоны с чистым капиталом свыше $30 млн) в искусство и предметы коллекционирования. Старая истина о том, что во время бедствий бедные беднеют, а богатые богатеют, подтверждает себя.
Действительно, за последние годы общая капитализация топ-100 индекса Artрrice (учитывает не только цены, но и показатель ликвидности) за 20 лет выросла на 30%. Это уже в который раз подтверждает, что искусство из верхнего ценового сегмента является средством диверсификации активов, убежищем для капитала, когда тот выводится с волатильных рынков.
По словам экспертов, самой поразительной особенностью прошедшего полугодия 2019-го была явная нехватка на рынке шедевров. При этом спрос и цены никогда не были такими высокими. Как говорит основатель Artprice Тьерри Эрманн, «предложение не успевает за спросом в аукционных залах». И как при любом рыночном дисбалансе уменьшение предложения естественным образом сказалось на активности рынка. Сокращение общего объема продаж произошло на всех локальных арт-рынках: в США оборот уменьшился на 20% по сравнению с первым полугодием 2018-го, в Китае он стал меньше на 12%, в Великобритании — на 25%.
Профессиональные управляющие капиталом (а они в ситуации концентрации богатства становятся все более важными участниками рынка) испытывают сдержанный оптимизм. По их мнению, развитие рынка тормозят проблемы, связанные с его недостаточной прозрачностью, которые могли бы быть решены введением государственных регуляций. Доля управляющих капиталом, уверенных в необходимости таких регуляций, неуклонно растет: в 2016 году их было 36% (из опрошенных Deloitte), в 2017-м — 40%, в 2019-м — уже 46%. Эта позиция диаметрально расходится с точкой зрения арт-дилеров, которые считают, что все утрясется само.
«Специфика арт-рынка, вытекающая из специфики самого актива с его сакральной сущностью и связанной с ней субъективностью оценки, в том и состоит, что он не только непрозрачен сам по себе, но и плохо поддается формальному объективному анализу, и на каждый тезис есть контртезис, — говорит Марина Ситнина, исполнительный вице-президент Газпромбанка, руководитель арт-банкинга. — Например, аналитики сегодня в целом согласны, что арт-рынок зависит от свободной массы денег и аккумуляции богатства. Но последние данные Deloitte показывают, что рост вложений в искусство среди самых богатых значительно отстает по темпам от роста их активов. В чем причина? Отмеченная всеми непрозрачность, мешающая серьезным инвестициям? Или, возможно, снижение оборотов и объем инвестиций вообще не столь важный показатель на фоне неуклонного повышения высших ценовых порогов на торгах? Ведь на арт-рынке нет средней температуры по палате и каждый сегмент по-своему независим. Что важнее для анализа в кризис — объемы или цены?»
Впрочем, все участники рынка согласны, что в обществе налицо новый мощный запрос на вовлеченность в культуру и искусство, и потребность в красоте не отменит никакой кризис — а она является постоянным источником силы арт-рынка.