18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алексей Явленский и Марианна Веревкина воссоединились на выставке «Родственные души»

№79
Материал из газеты

В Городской галерее в доме Ленбаха в Мюнхене собрали почти 200 произведений пары, дружившей с семьей Василия Кандинского

Это первая совместная выставка художественной пары экспрессионистов — Алексея Явленского (1864–1941) и Марианны Веревкиной (1860–1938). Для выставки, включающей 190 произведений, разработано архитектурное решение, подчеркивающее заявленное в названии «родство душ».

Познакомил их еще в Петербурге Илья Репин, у которого Веревкина брала частные уроки, а Явленский посещал как вольнослушатель класс мэтра в Академии художеств. В Мюнхене, куда в 1896 году они приехали уже парой, Веревкина почти на десять лет забросила живопись, посвятив себя пестованию таланта своего возлюбленного. Она, свободно говорившая на пяти языках, стала хозяйкой салона, названного «Братство святого Луки», который посещали Дмитрий Мережковский с Зинаидой Гиппиус, Сергей Дягилев, Элеонора Дузе. К живописи Марианна вернулась только в 1906 году, после поездки во Францию, по местам,  связанным с их кумирами ван Гогом, Гогеном и  Матиссом. Решающим  для творческого самоопределения пары стало общение с Василием Кандинским, с которым Явленский познакомился в середине 1900-х на уроках в школе рисования Антона Ажбе. Художники дружили «домами» , Явленский и Веревкина, Кандинский и Габриеле Мюнтер проводили вместе летние каникулы в Мурнау и участвовали в создании «Нового мюнхенского художественного объединения», но, когда спустя два года Кандинский создал с Францем Марком группу «Синий всадник», Веревкина с Явленским в нее не вошли. 

Марианна Веревкина описала сложные платонические отношения с партнером в «Письмах к неизвестному» (1901–1905), где сравнивала физическую любовь с пошлым реализмом. В 1921 году Явленский покинул свою многолетнюю подругу. Выставка возвращает нас к истории этого необычного альянса. 

Городская галерея в доме Ленбаха
Родственные души
До 16 февраля

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+