18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алексей Явленский и Марианна Веревкина воссоединились на выставке «Родственные души»

№79
Материал из газеты

В Городской галерее в доме Ленбаха в Мюнхене собрали почти 200 произведений пары, дружившей с семьей Василия Кандинского

Это первая совместная выставка художественной пары экспрессионистов — Алексея Явленского (1864–1941) и Марианны Веревкиной (1860–1938). Для выставки, включающей 190 произведений, разработано архитектурное решение, подчеркивающее заявленное в названии «родство душ».

Познакомил их еще в Петербурге Илья Репин, у которого Веревкина брала частные уроки, а Явленский посещал как вольнослушатель класс мэтра в Академии художеств. В Мюнхене, куда в 1896 году они приехали уже парой, Веревкина почти на десять лет забросила живопись, посвятив себя пестованию таланта своего возлюбленного. Она, свободно говорившая на пяти языках, стала хозяйкой салона, названного «Братство святого Луки», который посещали Дмитрий Мережковский с Зинаидой Гиппиус, Сергей Дягилев, Элеонора Дузе. К живописи Марианна вернулась только в 1906 году, после поездки во Францию, по местам,  связанным с их кумирами ван Гогом, Гогеном и  Матиссом. Решающим  для творческого самоопределения пары стало общение с Василием Кандинским, с которым Явленский познакомился в середине 1900-х на уроках в школе рисования Антона Ажбе. Художники дружили «домами» , Явленский и Веревкина, Кандинский и Габриеле Мюнтер проводили вместе летние каникулы в Мурнау и участвовали в создании «Нового мюнхенского художественного объединения», но, когда спустя два года Кандинский создал с Францем Марком группу «Синий всадник», Веревкина с Явленским в нее не вошли. 

Марианна Веревкина описала сложные платонические отношения с партнером в «Письмах к неизвестному» (1901–1905), где сравнивала физическую любовь с пошлым реализмом. В 1921 году Явленский покинул свою многолетнюю подругу. Выставка возвращает нас к истории этого необычного альянса. 

Городская галерея в доме Ленбаха
Родственные души
До 16 февраля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+