18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фотография моды как ключ, символ и дух

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

Вышел в свет второй том каталога коллекции, собираемой московским фондом Still Art

Эрвин Блюменфельд. «Олений глаз». Фото Джин Пэтчетт для обложки Vogue. Нью-йорк, 1950. Фото: Still Art Foundatio
Эрвин Блюменфельд. «Олений глаз». Фото Джин Пэтчетт для обложки Vogue. Нью-йорк, 1950.
Фото: Still Art Foundatio

Обложка каталога со знаменитой фотографией Ричарда Аведона «Довима со слонами. Вечернее платье Dior. Зимний цирк, Париж, август 1955 года» сразу обозначает направление — фотография моды. Первый том fashion-фотографии ХХ века из коллекции, собранной Еленой Карисаловой, вышел в прошлом году, отмечая начало работы созданного ею фонда Still Art. А в нынешнем декабре издан второй том, вполне дающий представление о собрании. Оно развивается и пополняется под кураторством Натальи Григорьевой-Литвинской, чье участие придает процессу профессиональный вектор. 

Хотя и личного вкуса, и привязанностей в собрании много. Например, фотографии Стива Шапиро со съемок «Крестного отца» — одно из первых приобретений в области фотографии, которые, как рассказывает Елена Карисалова, просто понравились и были предназначены украшать домашний интерьер (коллекция античного искусства весной была подарена Еленой и ее мужем Михаилом Карисаловым ГМИИ имени Пушкина). Построенные на контрасте света и тени, это не кадры из фильма, и даже не кадры со съемочной площадки (на многих снимках виден режиссер Фрэнсис Форд Коппола), а символические «ключи к фильму», как пишет в каталоге критик Михаил Сидлин. Таков кадр, в котором мрачный дон Вито (Марлон Брандо) держит на руках кошку, неосознанно лаская ее, — соединение теплоты семейных отношений и холода мафиозных связей.

Коллекция фонда Still Art. М., 2019.
Коллекция фонда Still Art. М., 2019.

Почти готовая выставка — коллекция фотографий для обложек журнала Vogue с 1930-х и до текущего момента. Можно лишь предполагать, сколько времени и сил ушло на то, чтобы собрать все это. В сопровождающей этот раздел небольшой статье историка моды Ольги Михайловской спрессована вся история fashion-фотографии ХХ века. Вот снимок Хорста П. Хорста для обложки августа 1939-го: контрастные цвета, жесткие тени, глаза модели заменяют круглые очки. А вот работа Ирвина Пенна 1951 года: модель приподнимает очки и приоткрывает сумочку — это уже реальная женщина, а не иллюстрация модного силуэта. 1960-е были десятилетием звезд — на обложке Мэрилин Монро с бусами на обнаженной груди и подростково угловатая Одри Хепберн. 1980-е и начало 1990-х стали эпохой топ-моделей, и их съемки Питером Линдбергом и Стивеном Майзелом вошли в историю. Этот список можно продолжать — как и фотографическую коллекцию фонда Still Art, которая, несомненно, даст материал для следующих томов каталога. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+