Обложка каталога со знаменитой фотографией Ричарда Аведона «Довима со слонами. Вечернее платье Dior. Зимний цирк, Париж, август 1955 года» сразу обозначает направление — фотография моды. Первый том fashion-фотографии ХХ века из коллекции, собранной Еленой Карисаловой, вышел в прошлом году, отмечая начало работы созданного ею фонда Still Art. А в нынешнем декабре издан второй том, вполне дающий представление о собрании. Оно развивается и пополняется под кураторством Натальи Григорьевой-Литвинской, чье участие придает процессу профессиональный вектор.
Хотя и личного вкуса, и привязанностей в собрании много. Например, фотографии Стива Шапиро со съемок «Крестного отца» — одно из первых приобретений в области фотографии, которые, как рассказывает Елена Карисалова, просто понравились и были предназначены украшать домашний интерьер (коллекция античного искусства весной была подарена Еленой и ее мужем Михаилом Карисаловым ГМИИ имени Пушкина). Построенные на контрасте света и тени, это не кадры из фильма, и даже не кадры со съемочной площадки (на многих снимках виден режиссер Фрэнсис Форд Коппола), а символические «ключи к фильму», как пишет в каталоге критик Михаил Сидлин. Таков кадр, в котором мрачный дон Вито (Марлон Брандо) держит на руках кошку, неосознанно лаская ее, — соединение теплоты семейных отношений и холода мафиозных связей.
Почти готовая выставка — коллекция фотографий для обложек журнала Vogue с 1930-х и до текущего момента. Можно лишь предполагать, сколько времени и сил ушло на то, чтобы собрать все это. В сопровождающей этот раздел небольшой статье историка моды Ольги Михайловской спрессована вся история fashion-фотографии ХХ века. Вот снимок Хорста П. Хорста для обложки августа 1939-го: контрастные цвета, жесткие тени, глаза модели заменяют круглые очки. А вот работа Ирвина Пенна 1951 года: модель приподнимает очки и приоткрывает сумочку — это уже реальная женщина, а не иллюстрация модного силуэта. 1960-е были десятилетием звезд — на обложке Мэрилин Монро с бусами на обнаженной груди и подростково угловатая Одри Хепберн. 1980-е и начало 1990-х стали эпохой топ-моделей, и их съемки Питером Линдбергом и Стивеном Майзелом вошли в историю. Этот список можно продолжать — как и фотографическую коллекцию фонда Still Art, которая, несомненно, даст материал для следующих томов каталога.