Начинался Московский музей современного искусства с частной инициативы: на излете 1990-х президент Российской академии художеств Зураб Церетели договорился с городом об организации в усадьбе уральского промышленника Михаила Губина на Петровке, построенной в конце XVIII века выдающимся архитектором Матвеем Казаковым, музея, основой которого стала личная коллекция художника из 2 тыс. работ. Так 15 декабря 1999 года открылся первый в стране государственный музей, посвященный искусству XX–XXI веков. А через три года его исполнительным директором стал внук скульптора, только-только отучившийся в Нью-Йорке Василий Церетели, который успешно ведет этот большой корабль до сих пор. В прошедшие с той поры годы музей рос и вширь и вглубь — и в прямом, и в метафорическом смысле. К особняку на Петровке добавились здания на Гоголевском бульваре и в Ермолаевском переулке, последнее в 2017 году превратилось в Образовательный центр с современным интерьером, кафе, лекционным залом и публичной библиотекой. Приросла к ним личная мастерская Зураба Церетели на Тверском бульваре — несколько лет там был выставочный зал, но сейчас он закрыт на реконструкцию. Вошли в состав музея и дома-мастерские — Дмитрия Налбандяна на Тверской, Церетели на Большой Грузинской. И в довершение от Музейно-выставочного объединения «Манеж» пару лет назад перешел Музей Вадима Сидура в Перове, где, помимо тематических экспозиций с работами скульптора, проходят отличные выставки молодых художников, ради чего стоит выбраться за пределы Садового.
В формировании коллекции, выросшей, благодаря дарам и закупкам, до 14 тыс. единиц хранения, сперва был замах на русскую Тейт или Центр Помпиду (а еще на нью-йоркский МоМА, откуда и происходит любимое музеем самоназвание — ММОМА, Moscow Museum of Modern Art), но от идеи большого международного собрания быстро отказались, сосредоточившись на главных течениях отечественного искусства прошлого и нынешнего веков.
Постоянная экспозиция тоже не прижилась. В первые годы в ней было много белых пятен, а потом музей нашел изящный выход из положения — стал показывать свое собрание на выставках ко дню рождения, каждый раз выбирая новые работы и приглашая кураторов, которые придумывают им разную аранжировку. Впрочем, о том, как важно менять
постоянную экспозицию и не бронзоветь, регулярно говорят директора западных музеев, так что Московский музей современного искусства просто оказался в авангарде тренда.
В «Дне открытых дверей» (2009–2010) под кураторством Юрия Аввакумова, например, объекты соединялись с историей дома, успевшего побывать особняком, где планировал остановиться Наполеон, гимназией, в которой учился Валерий Брюсов, Институтом физиотерапии, пока не стал наконец музеем. А выставка «Если бы я только знал!..» (2010–2011) объясняла, почему современное искусство — это искусство, а не эпатаж. Ее героями тогда стали наши современники — от Ивана Чуйкова до Ирины Кориной, и это еще один принцип музея — показывать живой процесс. Поэтому, помимо ретроспектив мастодонтов, тут регулярно, начиная с 2001 года, открываются выставки молодых художников из серии «Дебют». Он первым среди наших музеев пустил в свои стены стрит-арт, и по его инициативе вместе с Государственным центром современного искусства была основана Московская международная биеннале молодого искусства. Под эгидой музея также существует школа современного искусства «Свободные мастерские».
Свой юбилей музей отметит сборной выставкой «MMOMA 99/19». Это выставка-вечеринка в память о 1990-х, обустроить которую пригласили 20 независимых кураторов, и большинство из них с искусством связаны узами любовными и дружескими, а не профессиональными. Их воспоминания сплавляются с воображением, известные художники смешиваются с поп-культурой, и все это вместе превращается в веселый #20yearschallenge. Воображаемый плей-лист вечеринки возглавляет Prince с культовой песней “So tonight I’m gonna party like it’s nineteen ninety nine” — «Сегодня я буду веселиться так, как будто сейчас тысяча девятьсот девяносто девятый». Каждый куратор в выделенном ему пространстве ищет связь музея с собственной профессией. Искусство смешивается с медициной — за это отвечает кардиохирург и коллекционер Михаил Алшибая, телевидение представляет шоумен Андрей Малахов, высокую кухню — шеф-повар ресторана White Rabbit Владимир Мухин, танец — балерина Диана Вишнева, кино — актриса и режиссер Алиса Хазанова, путешествия — Федор Конюхов. Как и в реальные 1990-е, в компанию вписываются заезжие иностранные гости — директор Центра Помпиду Бернар Блистен, художник Мартин Крид и парфюмер Фредерик Маль. Искусство на этой пестрой вечеринке тоже будет разное: Родченко и Чернихов, Челищев и Макаревич с Елагиной, Немухин и Свешников, Кабаков и Шелковский, Кулик и Шаблавин, Желудь и Кирилл Кто. Словом, веселая собирается компания с непредсказуемым сценарием праздника.
На 2020 год намечены как минимум три хита. В июне покажут ретроспективу лидера арте повера Микеланджело Пистолетто. В сентябре откроется ретроспектива московских концептуалистов Игоря Макаревича и Елены Елагиной, курировать ее будет давно работающая с ними галерист Елена Селина. А в декабре, как раз к следующему дню рождения, из Музея Аструпа — Фернли в Осло, одной из крупнейших публичных частных коллекций современного искусства, приедет экспозиция «Джефф Кунс и Фрэнк Бенсон», которая представит хрестоматийные работы самого дорогого из ныне живущих художников в компании его коллеги, современного скульптора и фотографа.
Михаил Алшибая
Кардиохирург
Для меня этот музей значит очень много хотя бы потому, что в 2006 году в здании в Ермолаевском переулке прошла первая по-настоящему большая концептуальная выставка из моей коллекции «Круги». Она включала около 200 работ представителей самых разных кругов неофициального искусства. Выступать в роли куратора в столь серьезном музее для меня высокая честь и в то же время большая ответственность. Слово «куратор» по отношению ко мне лично не совсем корректно — можно сказать «сокуратор», поскольку в проекте будут участвовать и профессиональные кураторы из музея. Это совсем молодые искусствоведы, и меня поразили их неподдельный интерес к моей сфере коллекционирования и желание все сделать как можно лучше.
Как я иногда говорю, я выбираю работы сердцем — и для своей собственной коллекции, и для экспозиции из собрания музея в данном случае. Может быть, здесь сказывается моя специальность — кардиология и кардиохирургия. Я представляю медицину, но медицина, и особенно хирургия, тоже в значительной степени искусство. Все работы, которые я отобрал, важны для меня. Здесь и мои любимые авторы, и друзья-художники, и важные для меня темы либо формальные моменты. Все они связаны с личными впечатлениями и эмоционально близки мне.
Ольга Трейвас
Архитектор
Московский музей современного искусства для меня важное место, куда я прихожу по делу: за образованием, вдохновением и откровениями. В моем зале построение архитектуры начинается с трехмерной сетки осей координат. Но это также и прототехника для создания базовых, элементарных тактильных вещей. Через эту базовость и примитивность интересно взглянуть на архифутуристические вещи Нусберга, Родченко и Штейнберга. Что касается проекта в целом, то, взяв за основу неоновый слоган «Все будет хорошо» Мартина Крида на фасаде музея, мы провели световую нить через все помещения юбилейной выставки. Свет стал основным элементом и константой архитектурного подхода к построению экспозиции.
Алиса Хазанова
Актриса, кинорежиссер
Для меня это институция, которая по-настоящему и давно занимается совриском, по-моему, первый в России музей, открывший так много художников, неизвестных московскому и российскому зрителю. Мне кажется, это самое важное — просветительская функция, которая с годами не ослабевает. Этот музей максимально вписан в мировой контекст и находится в диалоге с главными музеями современного искусства по всему миру. Я много путешествую и живу на два города, и, каждый раз приезжая в Москву, очень рада, что такое здесь есть. Мне бы хотелось, чтобы он был местом, куда будет интересно приходить моим детям, а потом и их детям. На этой выставке я ставила перед собой задачу попробовать создать образ кино с помощью объектов из огромной коллекции музея. Мой зал представляет собой небольшой затемненный лабиринт, где произведения высвечены на пути посетителя. И мой интерес связан с тем, чтобы выстроить выбранные объекты в определенный путь, то есть попробовать создать сюжет. Как и бывает в кино.
Алена Долецкая
Журналист, эксперт моды
Mосковский музей современного искусства первый предложил мне стать куратором — замечательной выставки «Сальвадор Дали и массмедиа» в 2014 году. Я прихожу сюда, наверное, раз в два месяца ради разных выставок — от проектов V-A-C Foundation до ретроспективы Леонида Сокова или смотра финалистов Премии Кандинского. Интересных работ в коллекции музея много, но для своего зала я выбрала одну. Приходите — и всё увидите.