18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Медленный, монументальный, мастерский. Эрик Булатов в Манеже

В Большом Манеже открывается большая ретроспектива классика нонконформизма с акцентом на произведениях последних трех десятилетий.

Выставка действительно масштабная — более 90 картин и 50 графических работ из российских музеев и частных собраний. Ни у кого не возникает сомнения в том, что Эрик Булатов (род. 1933) заслуживает такого показа. Его статус безусловного классика готовы подтвердить все. Концептуалисты — в том, что он работает с текстом и признан ключевой фигурой московского концептуализма. Те же, кто все эти интеллектуальные изыски отрицает, поклоняются Булатову за то, что за всю свою долгую карьеру он твердо держался живописи и ни в какие перформансы и инсталляции не уклонялся. Апологеты соц-арта уважают его как отца-основателя этого направления. Их оппоненты — за то, что он никогда не позволял себе никакого дурацкого «шуткования». И даже те, которые настаивают на том, что «не понимают авангарда», весьма удовлетворены тем, с каким мастерством и дотошностью фотореалист отображает реальность.

В советские времена площади Большого Манежа заполняли громоздкие опусы мастеров из Союза художников. А Эрик Булатов рисовал детские книжки и был нонконформистом. При этом он дает фору советским академикам по части монументализма. И при этом — он очень «медленный» художник. В первом, «живописном», томе недавно вышедшего полного каталога его работ значатся 253 картины, написанные им с 1952 по 2011 год. Основной их массив был показан на ретроспективе в Третьяковской галерее в 2006-м и на прошлогодней выставке в Новом национальном музее Монако.

Куратор нынешней выставки Сергей Попов решил сделать главный акцент на произведениях последних трех десятилетий. По его мнению, сейчас важно очистить художника от штампов, связанных с его нонконформистским прошлым, и показать мастера, далекого от политики и погруженного в исследование метафизической сущности картины, пространства и текста. Наверное, это очень сбалансированное решение: еще недавно казавшаяся маргинальной, ностальгия по СССР становится едва ли не официальной и завоевывает умы; теперь героическое прошлое в качестве антисоветского художника уже не выглядит столь безупречно как раньше. Или больше — предпринятая в свое время Булатовым деконструкция идеологического языка сегодня может быть прочитана неадекватно, и нонконформист окажется символом этой самой ностальгии. Конечно, никто радикально редактировать наследие художника не собирается, основные работы соц-артовского периода будут на выставке. И зритель сможет оценить, с каким холодным изяществом Булатов «подрывал основы»: приклеившиеся к поверхности холста плоские буквы лозунга «Слава КПСС» (1975) мешают зрителю рассмотреть голубые небеса в пространстве картины, но они фантомны, лишены тени и уже ничего не могут обозначать.

Булатов давно отвратил свой взгляд от плоского идеологического горизонта и обратился к созерцанию многомерности горизонтов метафизических. И мы наблюдаем, как обратившаяся человеческим глазом буква «О» (2008) и свободно возносящаяся в чистое небо литера «А» (2008) наполняются новыми, глубокими смыслами.
ЦВЗ «Манеж»
Эрик Булатов. «Живу — вижу»

Москва
9 сентября — 8 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+