18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Медленный, монументальный, мастерский. Эрик Булатов в Манеже

В Большом Манеже открывается большая ретроспектива классика нонконформизма с акцентом на произведениях последних трех десятилетий.

Выставка действительно масштабная — более 90 картин и 50 графических работ из российских музеев и частных собраний. Ни у кого не возникает сомнения в том, что Эрик Булатов (род. 1933) заслуживает такого показа. Его статус безусловного классика готовы подтвердить все. Концептуалисты — в том, что он работает с текстом и признан ключевой фигурой московского концептуализма. Те же, кто все эти интеллектуальные изыски отрицает, поклоняются Булатову за то, что за всю свою долгую карьеру он твердо держался живописи и ни в какие перформансы и инсталляции не уклонялся. Апологеты соц-арта уважают его как отца-основателя этого направления. Их оппоненты — за то, что он никогда не позволял себе никакого дурацкого «шуткования». И даже те, которые настаивают на том, что «не понимают авангарда», весьма удовлетворены тем, с каким мастерством и дотошностью фотореалист отображает реальность.

В советские времена площади Большого Манежа заполняли громоздкие опусы мастеров из Союза художников. А Эрик Булатов рисовал детские книжки и был нонконформистом. При этом он дает фору советским академикам по части монументализма. И при этом — он очень «медленный» художник. В первом, «живописном», томе недавно вышедшего полного каталога его работ значатся 253 картины, написанные им с 1952 по 2011 год. Основной их массив был показан на ретроспективе в Третьяковской галерее в 2006-м и на прошлогодней выставке в Новом национальном музее Монако.

Куратор нынешней выставки Сергей Попов решил сделать главный акцент на произведениях последних трех десятилетий. По его мнению, сейчас важно очистить художника от штампов, связанных с его нонконформистским прошлым, и показать мастера, далекого от политики и погруженного в исследование метафизической сущности картины, пространства и текста. Наверное, это очень сбалансированное решение: еще недавно казавшаяся маргинальной, ностальгия по СССР становится едва ли не официальной и завоевывает умы; теперь героическое прошлое в качестве антисоветского художника уже не выглядит столь безупречно как раньше. Или больше — предпринятая в свое время Булатовым деконструкция идеологического языка сегодня может быть прочитана неадекватно, и нонконформист окажется символом этой самой ностальгии. Конечно, никто радикально редактировать наследие художника не собирается, основные работы соц-артовского периода будут на выставке. И зритель сможет оценить, с каким холодным изяществом Булатов «подрывал основы»: приклеившиеся к поверхности холста плоские буквы лозунга «Слава КПСС» (1975) мешают зрителю рассмотреть голубые небеса в пространстве картины, но они фантомны, лишены тени и уже ничего не могут обозначать.

Булатов давно отвратил свой взгляд от плоского идеологического горизонта и обратился к созерцанию многомерности горизонтов метафизических. И мы наблюдаем, как обратившаяся человеческим глазом буква «О» (2008) и свободно возносящаяся в чистое небо литера «А» (2008) наполняются новыми, глубокими смыслами.
ЦВЗ «Манеж»
Эрик Булатов. «Живу — вижу»

Москва
9 сентября — 8 октября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+