18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Медленный, монументальный, мастерский. Эрик Булатов в Манеже

В Большом Манеже открывается большая ретроспектива классика нонконформизма с акцентом на произведениях последних трех десятилетий.

Выставка действительно масштабная — более 90 картин и 50 графических работ из российских музеев и частных собраний. Ни у кого не возникает сомнения в том, что Эрик Булатов (род. 1933) заслуживает такого показа. Его статус безусловного классика готовы подтвердить все. Концептуалисты — в том, что он работает с текстом и признан ключевой фигурой московского концептуализма. Те же, кто все эти интеллектуальные изыски отрицает, поклоняются Булатову за то, что за всю свою долгую карьеру он твердо держался живописи и ни в какие перформансы и инсталляции не уклонялся. Апологеты соц-арта уважают его как отца-основателя этого направления. Их оппоненты — за то, что он никогда не позволял себе никакого дурацкого «шуткования». И даже те, которые настаивают на том, что «не понимают авангарда», весьма удовлетворены тем, с каким мастерством и дотошностью фотореалист отображает реальность.

В советские времена площади Большого Манежа заполняли громоздкие опусы мастеров из Союза художников. А Эрик Булатов рисовал детские книжки и был нонконформистом. При этом он дает фору советским академикам по части монументализма. И при этом — он очень «медленный» художник. В первом, «живописном», томе недавно вышедшего полного каталога его работ значатся 253 картины, написанные им с 1952 по 2011 год. Основной их массив был показан на ретроспективе в Третьяковской галерее в 2006-м и на прошлогодней выставке в Новом национальном музее Монако.

Куратор нынешней выставки Сергей Попов решил сделать главный акцент на произведениях последних трех десятилетий. По его мнению, сейчас важно очистить художника от штампов, связанных с его нонконформистским прошлым, и показать мастера, далекого от политики и погруженного в исследование метафизической сущности картины, пространства и текста. Наверное, это очень сбалансированное решение: еще недавно казавшаяся маргинальной, ностальгия по СССР становится едва ли не официальной и завоевывает умы; теперь героическое прошлое в качестве антисоветского художника уже не выглядит столь безупречно как раньше. Или больше — предпринятая в свое время Булатовым деконструкция идеологического языка сегодня может быть прочитана неадекватно, и нонконформист окажется символом этой самой ностальгии. Конечно, никто радикально редактировать наследие художника не собирается, основные работы соц-артовского периода будут на выставке. И зритель сможет оценить, с каким холодным изяществом Булатов «подрывал основы»: приклеившиеся к поверхности холста плоские буквы лозунга «Слава КПСС» (1975) мешают зрителю рассмотреть голубые небеса в пространстве картины, но они фантомны, лишены тени и уже ничего не могут обозначать.

Булатов давно отвратил свой взгляд от плоского идеологического горизонта и обратился к созерцанию многомерности горизонтов метафизических. И мы наблюдаем, как обратившаяся человеческим глазом буква «О» (2008) и свободно возносящаяся в чистое небо литера «А» (2008) наполняются новыми, глубокими смыслами.
ЦВЗ «Манеж»
Эрик Булатов. «Живу — вижу»

Москва
9 сентября — 8 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+