18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фрески, спасенные от воды, огня и забвения

№79
Материал из газеты

В московском Музее архитектуры имени Щусева готовится выставка, посвященная калязинским фрескам середины XVII века и драматичной истории их реставрации

История спасения, изучения и восстановления фресок Макарьева Троицкого монастыря в Калязине длится почти восемь десятилетий. В трех небольших выставочных залах предстанут плоды работы нескольких поколений хранителей и реставраторов Музея архитектуры и Строгановского училища (МГХПА им. Строганова).

Начиналась история драматически. В 1940 году стало ясно, что монастырь будет взорван: он находился на территории, которая по плану должна была превратиться в Угличское водохранилище. Академия архитектуры (это при ней в 1934 году был основан музей, который теперь мы знаем как Государственный музей архитектуры им. Щусева), до конца пытавшаяся отстоять главный, Троицкий собор XVI века, добилась разрешения хотя бы снять с его стен часть фресок и сохранить архитектурные детали (портал и наличники и сейчас можно видеть на стене Донского монастыря, где до начала 1990-х располагался Музей архитектуры). 

Калязинский монастырь был почитаем московскими правителями, сюда приезжали Иван Грозный и Борис Годунов, бывал Алексей Михайлович, здесь его жена с детьми спасалась от «морового поветрия» — эпидемии чумы в 1654–1655 годах. «Видимо, основные средства на возобновление росписей, пострадавших при польско-литовской интервенции, исходили от Алексея Михайловича, — рассказывает историк архитектуры, одна из кураторов выставки Зоя Золотницкая. — Монахи тоже внесли свой вклад. Поэтому в росписи много изображений князей и святителей московских, есть ктиторское изображение Алексея Михайловича. Иконописцев было 17 человек — их имена перечислены в „летописи“ на стене. Среди мастеров были костромичи и ярославцы — это те же люди, что расписывали Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля в 1640–1650‑е годы». 

Для снятия росписей со стен пригласили художника-реставратора Павла Юкина, который работал с нижегородскими и ферапонтовскими фресками, а при разрушении Чудова монастыря в Кремле успел снять со стен несколько фрагментов росписей (сейчас в Историческом музее). «Технология была известная, — рассказывает Зоя Золотницкая, — но условия, в которых работала экспедиция зимой 1939–1940 годов, были невероятно тяжелыми. Реставраторы не могли снять много, предварительно говорилось о 120 кв. м (в итоге сняли около 150 кв. м), не было возможности поставить высокие леса. Выбирали фрагменты, наиболее показательные для какого-то сюжета — Ветхий Завет, Новый. Стояли 30-градусные морозы, ученые жили на другом берегу Волги, ходили через замерзшую реку пешком. Работы велись под присмотром Волгостроя, управления НКВД». 

Чтобы снять росписи, делали канавку-штрабу в стене вокруг избранного фрагмента, заклеивали бумагой или марлей на мучном клею, потом гибкими ножами отслаивали живопись. Этот тонкий, трескающийся слой держался только на ткани, его клали на фанеру и везли на другой берег реки. Времени было мало, ученых не только подгоняли, но и попрекали за большой расход муки. Юкин даже начал применять способ «на мороз»: мокрая марля примерзала к росписи безо всякого клея. Потом фрагменты оформляли в частые рамы, паркетаж, и укрепляли с тыльной стороны гипсом или алебастром. Так как результаты работы должна была принять специальная комиссия, Юкин придал фрагментам в рамах «экспозиционный вид»: дополнил края и затонировал неизбежные осыпи. Всего получилось 130 фрагментов, от маленьких до огромных, их частично распределили по музеям — несколько штук хранятся в Русском и Историческом музеях, Музее города Калязина и музее Строгановской академии. Однако основная масса осталась в Музее архитектуры и хранилась в Донском монастыре. В 1960-х годах состояние фресок ухудшилось — появились высолы и расслоения красочного слоя. К концу 1970-х все они были очищены и законсервированы, и часть фрагментов сейчас находится в таком состоянии.

Эти росписи всегда привлекали внимание ученых — ярким и радостным колоритом, изящными фигурами, сложными сюжетными сценами, разнообразием персонажей. Однако они были хрупкими, при прикосновении некоторые из росписей грозили осыпаться, монтировочный гипс с тыльной стороны отслаивался. Владимир Бурый, а затем Наталья Борисова на кафедре реставрации монументальной живописи Строгановского училища предложили методику переноса фрескового слоя на новую, полимерную основу с использованием растворов синтетических полимеров. Параллельно удалялись тонировки Юкина и восстанавливались аутентичные края фрагментов. 

Прошедшие 30 лет показали, что технология выдерживает проверку временем. К выставке реставраторы Строгановского училища обновили по той же методике еще около 20 фрагментов. «Новая монтировочная основа легкая, прочная и способна компенсировать механические нагрузки на фрагмент росписей, — объясняет Наталья Борисова, декан факультета реставрации искусства МГХПА им. Строганова. — Декорирование свободных полей монтировочной основы вокруг фрагмента придает ему оптимальный экспозиционный вид». 

На выставке будут показаны не только большие сюжетные композиции, как «Грехопадение», «Строительство Вавилонской башни», «Жатва Сына человеческого», но и изображения святых и князей, орнаменты, а также реконструкция вида монастыря и Троицкого собора в XVI–XVII веках, фотографии, документы.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+