Нынешней осенью в Афинах распахнул двери новый музей Фонда Василиса и Элизы Гуландрис с собранием, состоящим из произведений импрессионистов и модернистов. Прошло 27 лет с тех пор, как Василис (1913–1994) и его жена Элиза (1917–2000) загорелись идеей открыть музей для своей коллекции. Однако из-за бюрократических проволочек и исков претендовавшей на собрание племянницы Василиса Аспазии Займис, которая проиграла суд в 2018 году, дело долго откладывалось.
Античное культурное наследие Греции настолько мощно, что имеет тенденцию вытеснять зарубежное искусство в музеях страны. До сих пор в Греции почти негде было увидеть произведения европейских мастеров XIX–XX веков. Новая институция заполнила этот пробел великолепной коллекцией, которой мог бы позавидовать любой музей в мире: здесь и Поль Гоген, и Эдгар Дега, и Поль Сезанн, Жорж Брак, Фрэнсис Бэкон, Альберто Джакометти, Василий Кандинский, Пауль Клее, Жоан Миро, Пабло Пикассо, Джексон Поллок. Причем представлены не второстепенные их вещи, а настоящие шедевры. Например, большой портрет кисти Пикассо, на котором изображена женщина с поднятыми руками, соотносится со знаменитыми «Авиньонскими девицами». Имеются в коллекции и Руанский собор кисти Клода Моне, и пылающая аллея тополей работы Винсента ван Гога наряду с его же натюрмортом с черным кофейником.
Собирать искусство Гуландрисам помогали известные галереи и арт-дилеры второй половины XX века, в частности Эрнст Бейелер, ставший другом семьи и горячо поддержавший идею создания музея. Аукционы тоже сыграли немалую роль, особенно Sotheby’s: Симон де Пюри часто консультировал Элизу по вопросам покупки работ.
Василис Гуландрис был владельцем судоходной компании Orion Shipping and Trading Company и сколотил состояние после Второй мировой войны. В высшую лигу коллекционеров попал в 1957 году, предложив рекордные $297 тыс. за натюрморт Гогена. Супруги Гуландрис собирали искусство вместе и, в отличие от сегодняшних коллекционеров, не держали произведения во фрипортах или хранилищах, а жили с ними — работы путешествовали с парой, переезжая из шале в швейцарском Гштааде в квартиру на авеню Фош в Париже и даже на яхту «Палома».
В 1979 году супруги основали фонд и открыли первый в Греции музей современного искусства на острове Андрос, родине Василиса. Там хранилась семейная коллекция, а каждое лето с 1986 года проходили выставки художников, включая Бальтюса, Сальвадора Дали, Ансельма Кифера, Ман Рэя, Герхарда Рихтера.
Другом четы был и архитектор Юй Мин Пэй, автор знаменитой стеклянной пирамиды Лувра. В 1993 году Василис и Элиза поручили ему разработать проект музея в Афинах. Он предложил построить здание из белого известняка, похожее на храм и вдохновленное скорее христианской, чем классической Грецией. Но античность все же вмешалась: уже выбранный под музей участок в 1997 году пришлось оставить, после того как там были обнаружены руины Лицея, где преподавал Аристотель. В другом месте строительство не удалось начать во многом из-за протестов местных жителей, не желавших толп туристов. Наконец, фонд во главе с Кириакосом Куцомаллисом решил приспособить под музей здание в Панграти, центральном районе города, с видом на Парфенон. Музей расположился на 11 этажах — вместе с лекторием, библиотекой, образовательным отделом, рестораном и пространством для временных выставок, которое откроется в 2020 году. Произведения, собранные супругами, разместили на нижних этажах, а выше — греческое послевоенное и современное искусство, приобретенное фондом в последние годы. Все текущие расходы на содержание музея покрываются фондом.