18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Модернистов выставили на фоне Парфенона

№79
Материал из газеты

Богатейшая коллекция покойных супругов Гуландрис наконец покинула остров Андрос и обрела постоянную прописку в греческой столице

Нынешней осенью в Афинах распахнул двери новый музей Фонда Василиса и Элизы Гуландрис с собранием, состоящим из произведений импрессионистов и модернистов. Прошло 27 лет с тех пор, как Василис (1913–1994) и его жена Элиза (1917–2000) загорелись идеей открыть музей для своей коллекции. Однако из-за бюрократических проволочек и исков претендовавшей на собрание племянницы Василиса Аспазии Займис, которая проиграла суд в 2018 году, дело долго откладывалось.

Античное культурное наследие Греции настолько мощно, что имеет тенденцию вытеснять зарубежное искусство в музеях страны. До сих пор в Греции почти негде было увидеть произведения европейских мастеров XIX–XX веков. Новая институция заполнила этот пробел великолепной коллекцией, которой мог бы позавидовать любой музей в мире: здесь и Поль Гоген, и Эдгар Дега, и Поль Сезанн, Жорж Брак, Фрэнсис Бэкон, Альберто Джакометти, Василий Кандинский, Пауль Клее, Жоан Миро, Пабло Пикассо, Джексон Поллок. Причем представлены не второстепенные их вещи, а настоящие шедевры. Например, большой портрет кисти Пикассо, на котором изображена женщина с поднятыми руками, соотносится со знаменитыми «Авиньонскими девицами». Имеются в коллекции и Руанский собор кисти Клода Моне, и пылающая аллея тополей работы Винсента ван Гога наряду с его же натюрмортом с черным кофейником.

Собирать искусство Гуландрисам помогали известные галереи и арт-дилеры второй половины XX века, в частности Эрнст Бейелер, ставший другом семьи и горячо поддержавший идею создания музея. Аукционы тоже сыграли немалую роль, особенно Sotheby’s: Симон де Пюри часто консультировал Элизу по вопросам покупки работ.

Василис Гуландрис был владельцем судоходной компании Orion Shipping and Trading Company и сколотил состояние после Второй мировой войны. В высшую лигу коллекционеров попал в 1957 году, предложив рекордные $297 тыс. за натюрморт Гогена. Супруги Гуландрис собирали искусство вместе и, в отличие от сегодняшних коллекционеров, не держали произведения во фрипортах или хранилищах, а жили с ними — работы путешествовали с парой, переезжая из шале в швейцарском Гштааде в квартиру на авеню Фош в Париже и даже на яхту «Палома».

В 1979 году супруги основали фонд и открыли первый в Греции музей современного искусства на острове Андрос, родине Василиса. Там хранилась семейная коллекция, а каждое лето с 1986 года проходили выставки художников, включая Бальтюса, Сальвадора Дали, Ансельма Кифера, Ман Рэя, Герхарда Рихтера.

Другом четы был и архитектор Юй Мин Пэй, автор знаменитой стеклянной пирамиды Лувра. В 1993 году Василис и Элиза поручили ему разработать проект музея в Афинах. Он предложил построить здание из белого известняка, похожее на храм и вдохновленное скорее христианской, чем классической Грецией. Но античность все же вмешалась: уже выбранный под музей участок в 1997 году пришлось оставить, после того как там были обнаружены руины Лицея, где преподавал Аристотель. В другом месте строительство не удалось начать во многом из-за протестов местных жителей, не желавших толп туристов. Наконец, фонд во главе с Кириакосом Куцомаллисом решил приспособить под музей здание в Панграти, центральном районе города, с видом на Парфенон. Музей расположился на 11 этажах — вместе с лекторием, библиотекой, образовательным отделом, рестораном и пространством для временных выставок, которое откроется в 2020 году. Произведения, собранные супругами, разместили на нижних этажах, а выше — греческое послевоенное и современное искусство, приобретенное фондом в последние годы. Все текущие расходы на содержание музея покрываются фондом. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+