Хенри ван Хервеген, известный под псевдонимом Панамаренко, художник, скульптор, эксцентричный изобретатель и автор знаменитых ассамбляжей, скончался 14 декабря в возрасте 79 лет, не дожив полутора месяцев до своего 80-летия. В 2020 году в родном для Панамаренко Антверпене была запланирована разнообразная программа мероприятий и выставок, приуроченная к юбилею художника.
Панамаренко занимает особое место в искусстве в Бельгии, на его творчество оказали заметное влияние аэронавтика и авиамоделирование.
Родившийся в 1940 году в Антверпене, в семье судоремонтников, он в 15 лет начал учебу в Антверпенской академии художеств. С этого времени ван Хервеген проявлял особый интерес к наукам, особенно к тем из них, которые позволили бы утолить его страсть к полету. К этому же отсылает его псевдоним, напоминающий об уже несуществующей авиакомпании Pan American.
Вместе с сюрреалистом Марселем Бротарсом он представлял Бельгию на Documenta 5 в Касселе в 1972 году, организованной знаменитым куратором Харальдом Зееманом. Панамаренко показал там эффектный дирижабль Aeromodeller в разделе «Личные мифологии» — это была конструкция из плетеной кабины, соединенной 52 нейлоновыми шнурами с гигантским баллоном из пленки. Устройство художник создал собственными руками с помощью нескольких друзей. Облетев множество выставок по всему миру, эта работа наконец «приземлилась» в Музее современного искусства в Генте (S.M.A.K.), войдя в его коллекцию. Летательные аппараты Панамаренко, как и другие его работы вроде подводной лодки, машин или насекомых, казались одновременно и странными, и эмблематичными для своего времени.
Хенри ван Хервегену было все равно, функционировали его изобретения или нет. Намного важнее для него была их поэтическая составляющая, которая заставляла бы зрителя мечтать. Он воплощал великие утопические замыслы человечества, помещая их на стык научной фантастики, инженерной мысли и поэзии. Он всегда сначала создавал работы руками и только потом рисовал их.
В 2005 году после ретроспективы в Королевских музеях Бельгии в Брюсселе, которую посетило 72 тыс. человек, Панамаренко решил завершить карьеру. Свое решение он объяснял тем, что придуманные им аппараты и так занимают слишком много места и он не знает, где их хранить. Художник сдержал обещание.