Национальная галерея объявила о том, что ей удалось собрать необходимые £19,5 млн на покупку «Нахождения Моисея» (начало 1630-х) Орацио Джентилески.
Картину продает Грэм Киркхэм, заработавший состояние благодаря сети магазинов, специализирующихся на продаже диванов. Сделку организуют Sotheby’s и Pyms Gallery. Вообще-то произведение Джентилески стоит £22 млн, но налоговые льготы позволили уменьшить сумму, которую нужно было собрать лондонскому музею.
Крупнейший взнос в размере £8,5 млн сделали «Американские друзья Национальной галереи» (в минувшем году суммарный объем их активов составил внушительные $225 млн). Фонд Национальной галереи, финансируемый за счет кейтеринга и розничных продаж, внес £5,5 млн. Из Мемориального фонда национального наследия, выделяющего государственные средства, поступило £2,5 млн, что составляет половину его спонсорского бюджета на этот год. Благотворительная организация Art Fund предоставила £1 млн — это ее самый крупный грант с 2016 года. Оставшиеся £2 млн пожертвовали фонды и частные лица.
Сейчас «Нахождение Моисея» на временном хранении в зале 31, но вскоре переедет в отреставрированный Барочный зал, работы в котором должны завершиться в апреле. Весной картину Орацио Джентилески будет особенно интересно увидеть в контексте выставки его дочери Артемизии, которая пройдет в музее с 4 апреля по 26 июля.
Национальная галерея уже пытался выкупить эту картину 25 лет назад, причем по гораздо более скромной цене. В 1994–1995 годах представители Национальной галереи вели переговоры с семейством Ховард, чей родовой особняк Касл-Ховард находится в Йоркшире. Тогда обсуждалась покупка полотна всего за £5 млн.
Одним из инициаторов сделки выступал Габриеле Финальди, куратор отдела поздней итальянской живописи в Национальной галерее. Позже он занял кресло заместителя директора Национального музея Прадо в Мадриде, а в 2015 году вернулся в Лондон, чтобы стать директором все той же Национальной галереи. Именно Финальди сейчас играет ключевую роль в переговорах по Джентилески.
Прежде семья Ховард отказалась продать картину музею. Владельцы решили выставить ее на торги аукционного дома Sotheby’s, проходившие 6 декабря 1995 года. Но музейщики не оставляли надежд — были задействованы тайные рычаги, чтобы обеспечить владельцам налоговые льготы в случае немедленной частной продажи. В Sotheby’s даже пошли на беспрецедентный шаг: тогдашний глава компании в Великобритании Генри Уиндхэм зачитал объявление галереи прямо в аукционном зале.
Но лот ушел к лондонскому дилеру Бену Янссенсу, действовавшему от имени Грэма Киркхэма, владельца мебельной компании DFS. Цена составила чуть более £5 млн (с премией покупателя). Национальная галерея все же смогла получить «Нахождение Моисея» на выставку «Орацио Джентилески при дворе Карла I» в 1999 году, куратором которой был Финальди. После Лондона выставку повезли в мадридский Прадо, а затем в музей в Бильбао.
Сейчас 74-летний Киркхэм распродает часть своей коллекции. В июне 2018 года он отправил пять полотен старых мастеров — Томаса Гейнсборо, Жан-Этьенна Лиотара, Иоганна Лисса, Хусепе де Риберы, Иоахима Ютеваля — на Sotheby’s, где за них удалось выручить £26 млн. Sotheby’s занимается и организацией продажи «Нахождения Моисея» Национальной галерее.
Ранее коллекционер одалживал полотно Джентилески на выставки в Национальной галерее Шотландии и в Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе. С 2002 года картина находится на временном хранении в Национальной галерее в Лондоне. Хотя в йоркширском особняке она подолгу не задерживалась, благодаря музейным турне ее стоимость существенно возросла.