18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вечный ремонт Вечного города

№79
Материал из газеты

Российский меценат и предприниматель Алишер Усманов активно финансирует реставрационные проекты в Риме, тем самым укрепляя культурные связи между Россией и Италией

Три римских памятника, реставрацию которых профинансировал российский предприниматель Алишер Усманов, очень разные — и сами по себе, и по методам работы с ними. Усманов не раз говорил о своей любви к Италии и поддерживал культурные мероприятия, с нею связанные. Его участие в реставрационных работах в Риме началось в декабре 2014 года, когда Капитолийский директорат предложил ему выделить €300 тыс. на реставрацию зала Горациев и Куриациев в палаццо деи Консерватори на Капитолии.

Дворец был построен в 1574–1599 годах для работы сенаторов, а название получил по находившемуся на его месте зданию, где прежде заседали судьи — консерваторы. Сейчас в палаццо размещены коллекции скульптуры и живописи Капитолийских музеев. Парадный зал, где по сей день проводят торжественные церемонии, находится на втором этаже. Он явно требовал поновления. В частности, кессонированный деревянный потолок, заменивший в 1884 году потолок XVI века, загрязнился, выцвел и был поврежден насекомыми. Его очистили сначала мягкими щетками, потом пылесосами, восстановили недостающие фрагменты из того же дерева — каштана, обработали раствором против грибков и древоточцев, покрыли воском и отполировали.

Утраты были заметны и в росписи стен, выполненной выдающимся художником-маньеристом Джузеппе Чезари по прозвищу Кавалер д’Арпино. Роспись, начатая в 1595 году и законченная только через 45 лет, имитирует шпалеры и представляет сцены битвы легендарных античных воинов. Серджо Гварино, научный сотрудник Пинакотеки Капитолия, подчеркивает, что реставрация была строго музейной. Дописывать утраченные фрагменты, естественно, никто и не собирался, но публике надо было представить фрески во всей их торжественности, без водяных подтеков, солевых отложений и обесцвеченных фрагментов. Сначала роспись целиком очистили, потом сосредоточились на наиболее пострадавшей части — декоративной полосе, обрамляющей изображения. Закрепили красочный слой, а пустоты закрыли микроштукатуркой мягкого акварельного цвета в тон фона росписи; использовалась также гашеная известь с мраморной пылью. Работы начались в мае 2017 года и закончились девять месяцев спустя; все это время зал был открыт для посетителей.

Фонтан Монте-Кавалло расположен на площади Пьяцца-дель-Квиринале, напротив президентского дворца. Это гидротехническое сооружение было построено в 1818 году у подножия монументальных мраморных статуй Диоскуров (римских копий греческих оригиналов). Состояние фонтана до реставрации представлялось критическим. В прошлом его гранитная чаша была разбита и вновь собрана, но не слишком аккуратно. Почти вся она, как и нижняя мраморная чаша, покрылась известковыми и биологическими наслоениями. Теперь чаши укрепили и наладили водосток. Наиболее сложной частью работы оказалось, по словам менеджера проекта Анны Марии Чериони, как раз удаление известкового слоя. Но когда это было сделано, стал заметен красивый контраст между серым гранитом и белым мрамором. Реставрация заняла более полугода и обошлась в €200 тыс. В ходе нее были отмыты и статуи Диоскуров — братьев Кастора и Поллукса. Позже муниципалитет Рима устроил эффектную подсветку всего комплекса, и площадь обрела положенную ей торжественность.

Пожалуй, самая впечатляющая реставрация, проект которой профинансирован Алишером Усмановым, но пока не прошел полностью все необходимые утверждения и согласования в различных инстанциях, — это восстановление базилики Ульпия на форуме Траяна. Трехъярусная базилика была самым большим сооружением Древнего Рима, высотой с современное семиэтажное здание и длиной 117 м. Она была построена в начале I века в честь победы римлян над даками и служила для различных общественных нужд, прежде всего проведения публичных судов. Сейчас от базилики остались детали мраморного пола и обломки многочисленных колонн. Большинство обломков лежит на земле, но в 1930-х годах некоторые фрагменты соединили с помощью кирпичной кладки и поставили вертикально. По сути, будущая реставрация методом анастилоза, то есть воссоздания отдельных частей разрушенного памятника на прежнем месте, продолжает ту же практику, но только с учетом новых научных исследований.

Для определения облика реконструированного фрагмента базилики был создан комитет, куда вошли ведущие итальянские историки, археологи, реставраторы. Детальный проект разрабатывало несколько учреждений. Было решено, что на первый ярус из пяти колонн будет поставлен второй ярус в две колонны. Ярусы будут скреплены металлическими скобами. Это позволит отчетливее представить, насколько грандиозной была базилика, возведенная 2 тыс. лет назад. Планируется, что реконструкция начнется в 2020 году и продлится около 20 месяцев. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+