За 130 лет автомобиль изменил наше восприятие скорости, методы производства и продаж, да и окружающий нас ландшафт. «Одна из главных задач Музея Виктории и Альберта — показывать, как дизайн может менять мир, а никакой другой его предмет не сравнится с автомобилем по глубине влияния на мир, в котором мы живем. Наша выставка анализирует не только способность дизайна менять наш мир, но и те нежелательные последствия, которые эти изменения имели для окружающей среды», — говорит сокуратор выставки Брендан Кормье.
Первый из трех разделов выставки, «Скорость движения», через «концепт-кары» начала и середины ХХ века — журнальные иллюстрации футуристов и фильмы — исследует роль автомобиля в контексте воображаемого будущего, которое мыслилось тогда как неразрывно связанное со свободой передвижения и техническим прогрессом. Здесь представлен и первый в истории коммерческий автомобиль — Benz Patent Motorwagen 3, презентация которого состоялась в 1888 году (патент на самый первый некоммерческий «автомобиль, работающий на бензине», все тот же создатель Benz Карл Бенц получил двумя годами ранее — 29 января 1886-го). Идея «скорости» породила мировую гоночную культуру, которая, в свою очередь, предъявляла дизайну и технологиям автомобильного производства свои требования, что иллюстрирует, например, чехословацкий Tatra T77. Его элегантные изгибы обтекаемых форм для уменьшения аэродинамического сопротивления оказали влияние на все сферы промышленного и потребительского дизайна — от модных шляпок-колоколов и радиоприемников до формы ломтерезок.
Раздел «Делая больше» посвящен автомобилю как архетипическому продукту современного поточного производства, способствовавшего развитию культуры потребления. Ford Model-T — пионер внедренного в 1908 году Генри Фордом конвейера, появление которого сказалось практически на всех областях производства, удешевившее и демократизировавшее прежде доступный лишь избранным автомобиль.
В отличие от Ford, по собиравшемуся на заказ Type H6B 1922 года от Испано-швейцарской фабрики автомобилей можно получить представление о том, какой роскошный и продуманный до мельчайших деталей концептуальный мир стоял за дизайном первых автомобилей. Начав ежегодно выпускать машины новой цветовой гаммы, Art and Color Studio, принадлежавшая General Motors, превратила старые модели в устаревшие, а новые — в страстно желаемые.
Заключительный раздел выставки — «Формируя пространство» — исследует то огромное воздействие, которое автомобили оказали на современный природный ландшафт, города и даже целые страны. Завершает экскурс Pop.Up — летающий автомобиль, разработанный Italdesign, Airbus и Audi. Он сочетает в себе четыре важнейшие инновации, которые изменят автобудущее, поборов побочные эффекты автомобилизации — пробки и загрязнение окружающей среды. Это электрическое питание, автоматическое управление, упор на дополнительные функции и способность летать.
Музей Виктории и Альберта
Автомобили. Ускоряя современный мир
До 19 апреля 2020