На недавно прошедшей ярмарке современного искусства Art Basel Miami Beach швейцарская часовая мануфактура Audemars Piguet представила звуковую инсталляцию «Искусство слушать: под водой», созданную Яной Виндерен. Художница нестандартным образом размышляет на актуальную тему изменений окружающей среды: она использовала 22-канальную аудиостанцию, чтобы передать звуки обитателей океана и их реакцию на загрязнение подводного мира антропогенным шумом. Виндерен составила произведение из записей, сделанных в районе порта Майами, в Баренцевом море и тропических морях совместно с Тони Майаттом, профессором Школы искусств Университета Суррея, с которым она давно сотрудничает.
Инсталляция, показанная на Art Basel, состоит из 30-минутного аудиоколлажа, повествующего о долгом путешествии Виндерен. Все начинается с поездки на север, где тают ледники, затем художница следует за передвижением горбатых китов на Карибы. Звуки прибрежных вод Майами сливаются со звуками тропических морей, омывающих Таиланд, и контрастируют с шумами холодного Баренцева моря. «В дополнение к пластику и химикатам в океане огромным и тревожным фактором являются производственный шум, военные гидролокаторы и сейсмические испытания. Мы смотрим на океан сверху, и он выглядит красиво. Но когда мы находимся под водой и начинаем слушать, то оказывается, что жизни там уже не так много», — рассказала норвежская художница изданию Cool Hunting.
Помимо смыслового наполнения композиции, сама минималистическая обстановка ротонды в парке Коллинз, через дорогу от Музея искусств Басс, имеет историю, очень подходящую для произведения Виндерен. Грубый песчаный фасад, который в 1962 году создал скульптор Альберт Врана, наполнен, по ее словам, звуками тающих ледников Гренландии (песок добывали в Майами в 1960-х годах) и содержит в себе подводную звуковую память о прежней морской жизни времен повышения уровня моря. Посетители здесь, уверена художница, могут спокойно воспринимать инсталляцию с закрытыми глазами, как и было задумано.
Сотрудничество Яны Виндерен и Audemars Piguet началось в этом году, когда она была приглашена на короткую стажировку в долину Жу — на родину швейцарского бренда. В результате на свет появилась аудиокомпозиция «От Пти-Ризу до глубин озера Жу». Ее слушатели погружаются в уникальную звуковую среду озерных вод, в которой отражаются и голоса обитателей подводного мира, и шумы цивилизации, пронизывающие леса и почву долины. С работой можно было познакомиться в июне на ярмарке в Базеле и в декабре в Майами. Кроме того, на Art Basel Miami Beach была представлена новая версия стенда часовой мануфактуры, созданная дизайнером Фернандо Мастранджело и впервые показанная на ярмарке в Гонконге в марте нынешнего года.
Новости партнеров