18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объявлен лонг-лист VIII Премии The Art Newspaper Russia

Победители выбираются в пяти номинациях: «Выставка года», «Музей года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». Шорт-лист премии будет объявлен в январе, а церемония награждения состоится в конце февраля

ВЫСТАВКА ГОДА

«Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры». Государственная Третьяковская галерея (Новая Третьяковка) (Москва). 23 октября 2019 года — 23 февраля 2020 года

Куратор: Любовь Пчелкина

Дизайн экспозиции: Ольга Аистова, Евгений Асс

Среди обилия выставок, так или иначе обращавшихся в последнее время к теме русского авангарда, проект Третьяковской галереи выделяется приверженностью к восстановлению контекста вековой давности. Частичная реконструкция легендарного Музея живописной культуры — это и огромный труд по сбору произведений из множества региональных музеев, и — главное — сложнейшая исследовательская задача, с успехом решенная.


«Бессмертие». 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства (Екатеринбург). 12 сентября — 1 декабря 2019 года

Комиссар: Алиса Прудникова

Куратор: Шаоюй Вэн

Амбициозная тема бессмертия вдохновила 76 художников из 25 стран на яркие и парадоксальные работы. Куратор Шаоюй Вэн предложила замысловатые ходы в интерпретации этой темы, соединяющие современные технологии и древние духовные и мистические практики. Биеннале восполнила дефицит возвышенного в современном искусстве и одновременно подтвердила свое реноме интеллектуальной лаборатории, тесно связанной с местным контекстом: главная выставка прошла на крупном действующем предприятии — Уральском оптико-механическом заводе (входит в корпорацию РОСТЕХ).


«Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». Музей современного искусства «Гараж» (Москва). 28 июня — 1 декабря 2019 года

Кураторы: Снежана Крыстева, Екатерина Лазарева

Архитекторы выставки: студия «Мел» и Федор Дубинников

Первая большая выставка в России, посвященная теме экологии, чью актуальность подчеркнул огромный резонанс от выступления Греты Тунберг в ООН. Полсотни художников переносят нас в недалекое будущее, когда выживание человечества станет уже не теоретическим, а практическим вопросом. Кураторы считают, что осознанное отношение к этой проблеме — то, что сегодня способно объединить всех людей и стать новой политикой.


«Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова». Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). 26 июня — 13 октября 2019 года

Куратор: Федор Светлаков

Авторы концепции: Сергей Андросов, Сергей Кузнецов, Федор Светлаков

Живопись, скульптура, китайская керамика и книги, некогда принадлежавшие Павлу Строганову (1823–1911), а позже разрозненные, объединившись, создали неожиданно выпуклый образ собирателя. Теперь можно предположить, что Строганов вполне сознательно выбирал картины, предназначавшиеся Эрмитажу: они очевидно восполняли пробелы в его картинной галерее.


«Пора разобраться! Архив Александра Каменского. Художники и критик».

Институт русского реалистического искусства (Москва). 5 апреля — 4 июня 2019 года

Кураторы: Михаил Каменский, Елена Коваленко, Надежда Степанова

Архитектура: «Проект одиннадцать» (Павел Пришин, Игорь Чиркин)

Афиша и графический дизайн: Ирина Чекмарева, Андрей Шелютто

Выставка выполнена в редком жанре «творческая биография критика». Судьба бросала видного советского искусствоведа Александра Каменского из одних эстетических взглядов в другие, от соцреализма к модернизму и обратно, он отвергал и восхвалял, разочаровывался и влюблялся. Этот сложный путь был подробно проиллюстрирован произведениями художников, которые оказывались в фокусе его интересов — от Сарьяна, Шагала и Коненкова до Попкова, Назаренко и Зверева. К несчастью, эта выставка оказалась для частного музея, основанного Алексеем Ананьевым, последней.


«Ткани Москвы». Музей Москвы (Москва). 20 сентября — 2 февраля

Кураторы: Ксения Гусева, Александра Селиванова

Дизайн экспозиции: Алексей Подкидышев

Первая выставка, посвященная текстильному производству столицы, охватила более 100 лет его истории, представила никогда не показывавшиеся архивы знаменитых московских ткацких фабрик, ныне не существующих, вернула из забвения имена 12 ярких художниц — дизайнеров тканей и поразила зрителей стилистическим богатством этого текстильного художественного наследия.


«Щукин. Биография коллекции». Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва). 19 июня — 15 сентября 2019 года

Приглашенный куратор выставки: Андре-Марк Делок-Фурко

Научный консультант: Наталия Семенова

Кураторская группа: Марина Лошак, Наталья Александрова, Александра Данилова, Светлана Загорская, Виталий Мишин, Алексей Петухов, Анна Познанская, Вадим Садков

Архитекторы: Кирилл Асс, Надя Корбут

В беспрецедентном межмузейном проекте по воссоединению и показу коллекции Сергея Щукина (в нем наряду с ГМИИ участвуют парижский Фонд Louis Vuitton и Государственный Эрмитаж) Пушкинский пошел особенным путем. Практически все главное здание музея было отдано семье коллекционеров: музей чествовал не только Сергея Щукина, любителя французских модернистов, но и трех его братьев, каждый из которых обладал своим вкусом. Весьма смелый и неожиданный экспозиционный дизайн вызвал немалые споры, но выставка, несомненно, достигла цели, не только показав шедевры известные и не очень, но и нарисовав яркий портрет экстравагантного русского купечества.


МУЗЕЙ ГОДА

Государственная Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский пер., д. 10

Директор: Зельфира Трегулова

Третьяковка в 2019 году решила долго мучивший ее «квартирный» вопрос — здание на Крымском Валу теперь полностью принадлежит галерее. Музей держит первенство по выставкам-блокбастерам хрестоматийных художников, на которые зрители готовы стоять в очереди (в прошедшем сезоне это были выставки Ильи Репина и Василия Поленова), и включился в заданную президентом РФ гонку по продвижению культуры в регионы.


Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Москва, ул. Волхонка, д. 12

Директор: Марина Лошак

В добавок к выставкам, ставшим гвоздем московского сезона (коллекция Сергея Щукина, Лондонская школа, живопись Томаса Гейнсборо), музей создал новаторский проект для Венецианской биеннале. Репутация Пушкинского как музея, открытого новациям и современности, сыграла свою роль в том, что сотрудники находящегося в кризисе Государственного центра современного искусства попросились под его крышу. Музей продолжает реализацию грандиозной идеи музейного городка, осваивая прилегающий район вширь и вглубь.


Государственный музей истории российской литературы им. В.И.Даля

Москва, Зубовский бул., д. 15, стр. 1

Директор: Дмитрий Бак

Переезд в отреставрированный бывший доходный дом Любощинских — Вернадских на Зубовском бульваре сразу сделал музей заметным, как и новаторская сценография выставки «Литература ХХ века. Шедевры коллекции ГМИРЛИ им. В.И.Даля» (соединение рукописей, иллюстраций, книг, мемориальных предметов и аудиозаписей писателей) и образовательные программы.


Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 2

Директор: Михаил Пиотровский

Музей остается в мировых лидерах благодаря своей великой коллекции, но разнообразит впечатления зрителей выставками. Это и фокус на искусство неевропейского круга — на наследие Ассирии, империи Великих Моголов, Вьетнама; и интерес к классике (Якоб Йорданс, Паоло Уччелло) и современному искусству (Макс Эрнст, Роберто Матта). Кураторский диапазон — от истории одного шедевра («Флора» Франческо Мецци) до масштабных историко-культурных экспозиций («Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры»).


Московский музей современного искусства

Москва, ул. Петровка, д. 25 и другие площадки

Директор: Василий Церетели

Музей отметил год презентацией в России выдающихся западных художников (Йоко Оно) и последовательной поддержкой российского актуального искусства (выставка номинантов Премии Кандинского, «Удел человеческий. Сессия V» куратора Виктора Мизиано). Прошли региональные выставки музея в Петропавловске-Камчатском и Магадане. А сделанная к 20-летию музея выставка с участием приглашенных звезд не из мира искусства сразу стала хитом.


Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим»

Московская обл., Истринский р-н, г. п. Истра, г. Истра, Ново-Иерусалимская наб., д. 1

Директор: Василий Кузнецов

Довольно неожиданно было вдруг обнаружить выставки международного уровня за пределами МКАД («Шагал. Между небом и землей»). В музее «под холмом» уделяют внимание изучению и современной презентации усадебной культуры («Усадьбы Подмосковья»), консолидации художественных фондов и организационных возможностей подмосковного региона («Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья»), музыкально-театральным проектам.


Музей современного искусства «Гараж»

Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32, Парк Горького

Директор: Антон Белов

Для музея остаются важнейшими популяризация концептуализма как мирового художественного явления (ретроспективы Рашида Араина и Павла Пепперштейна), созидательное визионерство (выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100»), подготовка арт-резерва (магистерская программа «Практики современного искусства и кураторства» в НИУ ВШЭ, резиденции на ВДНХ). Не сбавляет темпов формирование архива русского современного искусства, издательская и образовательная деятельность «Гаража».


КНИГА ГОДА

Юрий Аввакумов. «Бумажная архитектура: антология» (Музей современного искусства «Гараж», 2019)

Первая публикация почти всех — 250 — проектов российских лауреатов международных архитектурных конкурсов 1980-х годов. Книга досконально объясняет и демонстрирует, что за явление «бумажная архитектура».

Стеффен Квернеланн. «Мунк» («Ад Маргинем Пресс», 2019)

Серьезная биография великого художника и непростого человека рассказана в жанре комикса. Герои и произведения искусства отрисованы с явной иронией и большим тактом.


Елена Осокина. «Небесная голубизна ангельских одежд: судьба произведений древнерусской живописи. 1920–1930-е годы» («Новое литературное обозрение», 2018)

История о том, как большевики пытались распродавать за границей древнерусские иконы, долгое время оставалась запутанной и обросшей домыслами. Елена Осокина придала тогдашним хроникам документальную основу и снабдила подробными комментариями, тем самым сделав их частью научной истории.


Кирилл Светляков. «Комар и Меламид: сокрушители канонов» (BREUS, 2019)

Первая монография о творчестве Виталия Комара и Александра Меламида, изобретателей соц-арта, одного из важнейших направлений русского искусства 1970–1980-х годов. Кирилл Светляков подчеркивает новаторство своих героев во многих вещах: первая инсталляция, первое исполнение работ от лица вымышленных персонажей, — и даже их соавторство подается им как новшество. Книга сама успешно ломает канон, по которому Комар и Меламид воспринимаются только как «отцы соц-арта», ставя их искусство в гораздо более широкий контекст.


Наталия Семенова. «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» («Слово»/Slovo, 2018)

Фолиант о коллекционерах Морозовых — не только реконструкция двух знаменитых собраний, но и уникальный набор комментариев о каждом произведении, основанный на изучении архивных материалов. Издательство «Слово» уже 30 лет выпускает книги об изобразительном искусстве в самых разных жанрах. Альбомы с комментариями, биографические исследования и сборники статей — все это издается интеллектуально и полиграфически качественно.


Элизабет Уилсон. «Богема: великолепные изгои» («Новое литературное обозрение», 2019)

Разрозненные эпизоды из жизни европейской и американской художественной богемы XIX–XX веков Элизабет Уилсон сложила в эпическое повествование. Из смеси фактов и легенд автором выведена историческая эволюция образа «великолепного изгоя» мировой культуры — от Анри Тулуз-Лотрека до Энди Уорхола.


The Village and the Revolution/Деревня и революция (Австрийский культурный форум в Москве, 2018)

Первое художественное исследование русской деревни. Подготовлено Австрийским культурным форумом как продолжение и документация выставок «Мир и мiръ: художественное открытие российской деревни» в рамках Красноярской музейной биеннале (2017) и «Биробиджан» (2017). Столетие русской революции воспринимается авторами как идеальный контекст для размышлений и изучения судьбы русской деревни, которую препарируют исследователи и художники из разных стран.


РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА

Государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы, ювелирные изделия из собрания Музеев Московского Кремля 

Работы выполнили: реставрационные мастерские Музеев Московского Кремля

Собранные на выставке «Хранители времени: реставрация в Музеях Московского Кремля» 87 предметов объединены тем, что в течение последних пяти лет они прошли через кремлевские реставрационные мастерские, существующие с 1963 года. За полвека здесь сложилась школа реставрации со своими принципами и особенностями, в числе которых сочетание технологических новаций с художественным мастерством.


Михаил Нестеров. «Святая Русь». 1901–1907

Работы выполнили: реставрационные мастерские Государственного Русского музея, специалисты высшей категории Марат Дашкин, Ольга Кленова, Наталия Романова

Длительные поиски художника, писавшего свой опус магнум с 1901 по 1907 год, определили сложное техническое состояние живописи. Огромные размеры полотна (233 на 375 см) затрудняли работу — даже снять его со стены зала Русского музея и то было непросто. В ходе комплексной реставрации специалисты выровняли поверхность полотна, убрали остатки старого клея, укрепили красочный слой и грунт, удалили поздние наслоения и загрязнения.


Чесменская галерея Большого Гатчинского дворца и дворцовая церковь Кухонного каре Гатчинского дворца; Арсенальный зал Гатчинского дворца

Работы выполнили: подрядная организация — ООО «Реставратор»; подрядная организация — ООО «Возрождение Петербурга»

Гатчина продолжает возрождаться — идет ли речь об обновлении интерьеров дворцовой церкви, чудом сохранившей во время Великой Отечественной войны подлинную декоративную отделку, Чесменской галерее, в которой восстановлены дверной портал и фрагменты деревянного декора (на фоне стен с сохраненными следами от снарядов и пожара), или полностью воссозданном на основе акварели Эдуарда Гау 1876 года роскошном Арсенальном зале.


Скульптуры и панно павильона «Грот» в Музее-усадьбе «Кусково»

Работы выполнили: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря, художники-реставраторы высшей категории Владимир Симонов и Людмила Синицына

Три уникальных панно и восемь деревянных скульптур, покрытых раковинами, за два с половиной столетия бытования осыпались и потемнели. Реставраторы расчистили и укрепили поверхность, прибегнув к тонировкам только там, где необходимо. В ходе работ была уточнена атрибуция произведений, выяснена технология их создания и подобраны методики консервации.


Особняк Миндовского на Поварской, 44

Работы выполнили: специалисты Главного управления по обслуживанию дипкорпуса при МИД РФ, проектировщики Центральных научно-реставрационных проектных мастерских и специализированные организации

Реставрация с приспособлением особняка, построенного по проекту Льва Кекушева в 1903–1904 годах, сопровождалась открытиями: были обнаружены оригинальный, считавшийся утраченным витраж, отделка зимнего сада, следы изначальной колеровки интерьеров и фасадов. На основе этих находок и архивных данных особняк принял почти первозданный вид; его крышу вновь увенчала утраченная в советское время фигура музы.


Реставрация парковой скульптуры и запуск фонтанов в парке Государственного музея-усадьбы «Архангельское»

Работы выполнили: реставрация парковой скульптуры — ООО «Практика реставрации»; фонтаны: проект реставрации — ООО «Симстройсервис», реставрационные работы — ООО «РМ „Наследие“»; водоподведение к фонтанам и копии скульптур: проект — ООО «Монолитпроектстрой», работы — ООО «Гуар»

Около полутора сотен мраморных парковых фигур: крупные скульптурные группы, как «Менелай с телом Патрокла» и «Геркулес и Антей», бюсты и аллегорические фигуры, мраморные львы и вазоны, — промыты, очищены от атмосферных и биологических загрязнений, восполнены недостающими элементами. После 100 лет бездействия запущены фонтаны.


Павильон Азербайджана на ВДНХ

Работы выполнили: Aurora Group 

Реставрационные работа начались в 2017 году, когда здание было передано азербайджанской стороне. Реставраторы высвободили из-под поздних фальшпанелей роскошное творение бакинских архитекторов Микаэля Усейнова и Садыха Дадашева 1939 года. Возвращен изначальный вид порталам с разноцветной майоликой, окнам с витражными стеклами в стиле «шебеке» и дверям, световым плафонам на потолке, фонарям и мраморной облицовке. К павильону вернули скульптуры «Чабан» и «Азербайджанка». Все работы велись при поддержке Фонда Гейдара Алиева.


ЛИЧНЫЙ ВКЛАД

Шалва Бреус

Основатель Премии Кандинского и фонда BREUS Foundation

После некоторого перерыва возобновил практику проведения выставок номинантов Премии Кандинского. Яркая выставка в Московском музее современного искусства вызвала воодушевление художественной среды, так как премия заслужила репутацию одной из самых важных в российском современном искусстве. Кроме того, фонд стал инициатором и соорганизатором ретроспективы изобретателей соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида в том же музее и продолжил выпуск книг, посвященных нашим живым классикам.

Елена и Михаил Карисаловы

Меценаты

Семья Карисаловых сделала богатый (и не первый) подарок Государственному музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина: в музей переданы античная керамика, бронзовые шлемы и перстни. Михаил также предложил ГМИИ заполнять лакуны в античной коллекции приобретениями на аукционах. Елена основала фонд Still Art и показывает свою коллекцию fashion-фотографии публике.

Леонид Михельсон

Основатель фонда V-A-C («Виктория — искусство быть современным»)

Многолетняя филантропическая деятельность Леонида Михельсона медленно и неуклонно преображает российский культурный ландшафт. Созданный им в 2009 году некоммерческий фонд современного искусства V-A-C встроен в западный контекст. Фонд презентует российское искусство за рубежом (в том числе в собственном пространстве Палаццо на Дзаттере в Венеции) и знакомит русского зрителя с самыми актуальными в мире людьми и идеями, делая акцент на междисциплинарных проектах. Благодаря Михельсону, строителю по первой профессии, в Москве воплощается архитектурный проект великого Ренцо Пьяно — реконструкция ГЭС-2 на Болотной набережной в центре города.

Симон Мраз

Атташе по культуре посольства Австрии в России, глава Австрийского культурного форума в Москве

Предлагает взгляд на нашу страну искренне влюбленного в русскую культуру иностранца. Выступает инициатором, организатором и куратором художественных проектов уже десять лет. В 2019 году запустил проект «На районе/За пределами центра», в рамках которого спальные районы Москвы стали предметом рефлексии и творческого переосмысления отечественных и австрийских художников.

Владимир Потанин

Основатель Благотворительного фонда Владимира Потанина

Владимир Потанин — пионер благотворительного движения в России в области культуры: свой некоммерческий фонд он учредил в 1999 году. Помимо образовательных программ, волонтерских инициатив, гуманитарных исследований, фонд поддерживает смелые музейные проекты. Благодаря Потанину, например, открылся Музей пастилы в Коломне, а Егорьевский историко-художественный музей создал современную интерактивную экспозицию, за что был номинирован на звание «Лучший европейский музей». Фонд Потанина 20 лет поддерживает Эрмитаж, в этом году был создан эндаумент-фонд Третьяковской галереи. С помощью фонда парижский Центр Помпиду получил в дар исключительную коллекцию современного русского искусства и средства на ее изучение и популяризацию.

Владимир Смирнов и Константин Сорокин

Основатели Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Фонд, основанный в 2008 году, хорошо известен в Москве прицельной поддержкой молодых художников. Им предоставляют мастерские, оказывают помощь в организации выставок. В 2019 году Владимир Смирнов и Константин Сорокин передали в дар Государственной Третьяковской галерее 100 работ 2010-х годов более 30 российских художников, что позволяет музею создать полноценную экспозицию искусства нашего времени.

Алишер Усманов

Основатель Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»

Алишер Усманов выступил личным спонсором вышедшего на экраны в 2019 году фильма режиссера Андрея Кончаловского о Микеланджело «Грех». А благотворительный фонд Усманова «Искусство, наука и спорт» продолжает участвовать в финансировании реставрации памятников Рима и поддерживать выставки в России.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+