18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Здесь жил Суворов и пушкинский ростовщик

В Москве завершена реставрация одного из красивейших особняков на Малой Никитской. И нет никаких сомнений в качестве проведенных работ: здание находится в ведении ГлавУпДК при МИД России.

На фоне недавних незаконных сносов исторических зданий и угрозы, нависшей над другими (например, над домом Приваловых авторства Эрнста Рихарда Нирнзее на Садовнической улице), становится очевидно, что только статус посольского двора гарантирует памятнику сохранность и адекватную реставрацию. В особняке, о котором идет речь, — главном доме городской усадьбы Суворовых — Баранова — Гагман по адресу: Малая Никитская, д. 13, стр. 1, — c 1960 года обитает посольство Нигерии. Обычно страна, чье диппредставительство арендует здание, внутри ремонтирует его сама, а внешние стены — арендодатель (так было, например, с французской резиденцией на Большой Якиманке, поэтому, завершив работы внутри, французы еще долго ждали, когда их «лубочный домик» приведут в порядок снаружи). Но в случае с посольством Нигерии проведение всех работ взяла на себя наша сторона. Что очень разумно, если учесть отсутствие у африканской страны необходимого реставрационного опыта и важность этого здания для нас. Это не просто памятник регионального значения — он связан с первыми лицами российской истории.

Александр Васильевич Суворов-Рымникский унаследовал эту усадьбу от отца, купившего ее в 1768-м у Ряжских. Полководец успел дополнить главный и единственный тогда дом пристройкой людских покоев и бани. Вдова его достроила двухэтажное каменное строение, фасадом обращенное к Большой Никитской, парой деревянных флигелей, а во дворе соорудила людскую избу, погреба и каретный сарай с конюшней. Следующий хозяин, коллежский советник Эниш, пристроил каменные палаты к восточному торцу. В 1812-м усадьба горела, но каменные постройки выжили, и еще несколько владельцев достраивали ее со всех сторон, пока наконец здесь не поселился французский вице-консул Никита Вейер — он же российский купец 2-й гильдии и жестокий ростовщик. Постоянным клиентом Вейера был Пушкин, для которого Нащокин брал у него деньги взаймы, а сам поэт закладывал у Вейера бриллианты жены. В 1873-м известный архитектор Александр Каминский усадьбу перестроил, приведя ее уже почти к нынешнему виду. А при последней хозяйке, Надежде Гагман, архитектор Василий Залесский обустроил и отделал дом внутри. Тогда и появились великолепные росписи на потолке, лепнина и эти мощные колонны в Египетском зале, лепной орнамент которых на нашей памяти никогда не был цветным. Между тем так было задумано, и после реставрации (ее проект разработало бюро «АрКо») многоярусный орнамент стал еще и многоцветным — этнические акценты создают впечатление совершенно нового интерьера.

Здание и до реставрации не было «убитым» — все-таки посольство. Но то, с какой тщательностью подбирались цвета и краски (за попытку сохранить традиционные материалы — отдельный респект), реставрировались деревянные двери и камень на полу, как воссоздавался по старым рисункам паркет, как прошелся реставратор кистью по колоннам и карнизам, обрисовывая лепные детали, заставляет вспоминать об отечественной реставрационной школе. Она переживает не лучшие времена, но еще жива.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+