18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Обстановку Александровского дворца воспроизводят по документам и фотоснимкам

№79
Материал из газеты

Основной материал для работы реставраторам дают снимки 1918 года, сделанные сразу после выдворения из резиденции Николая II и членов его семьи

Уже в 2020 году восемь залов первого этажа Александровского дворца в Царском Селе предполагается открыть для посещения — это результат почти пятилетней работы. Здание серьезно пострадало не столько от войны, сколько в результате разрушения дворца в годы советской власти. Нынешние специалисты пытаются вернуть интерьерам облик, максимально приближенный к историческому.

Как призналась в разговоре с корреспондентом The Art Newspaper Russia Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село», почти на 90% интерьеры дворца будут воссозданы, реставрации как таковой здесь мало. Со скрупулезностью использован весь имеющийся иконографический материал. «Было принято решение восстанавливать интерьеры на начало XX века, — рассказала Ольга Таратынова. — Надеемся, что Александровский дворец тоже станет брендом Царского Села, как и Екатерининский».

Александровский дворец был построен по заказу Екатерины II в начале 1790-х годов для ее любимого внука, будущего императора Александра I архитектором Джакомо Кваренги. А в начале XX века Николай II сделал дворец местом постоянного проживания семьи, и именно тогда интерьеры претерпели серьезную переделку — их приспособили для жизни в соответствии с модой своего времени, от Кваренги мало что сохранилось.

По распоряжению известного историка искусств Георгия Лукомского в 1918 году, сразу после выдворения царской семьи, были сделаны фотографии интерьеров — черно-белые и цветные, так называемые автохромы. Они дали реставраторам основной материал для работы, а еще помогли кадры кинохроники первых лет советской власти.

До войны во дворце располагался сначала детский дом, позднее — сельскохозяйственные организации, после войны — Академия наук. С 1951 года здание заняло Министерство обороны, военные ушли только в 2009-м.

С 2015 года, когда дворец был полностью закрыт на реставрацию, восстановлены восемь залов первого флигеля — личные покои императрицы Александры Федоровны и императора Николая II, включая знаменитую Мавританскую уборную. Автором проекта реконструкции, технического переоснащения и приспособления стала мастерская Никиты Явейна «Студия 44», генеральный подрядчик — ООО «ПСБ „ЖилСтрой“».

По словам Марии Рядовой, главного архитектора ГМЗ «Царское Село», проект воссоздания интерьеров пришлось скорректировать после того, как в 2012 году на аукционе в Париже для музея были приобретены автохромы Лукомского. «Когда мы увидели эти цветные фотографии, мы поняли, как на самом деле выглядели помещения, — рассказала Мария Рядова. — К сожалению, на них не видны плафоны и полы, и мы оставили их такими, какими получили».

Очень помогли сохранившиеся альбомы с образцами тканей для отделки стен и мебели. Это позволило воссоздать обивку максимально точно. Дошли до наших дней и покомнатные описи, сделанные Всеволодом Яковлевым, хранителем дворца. Огромные сомнения были у реставраторов по поводу Мавританской уборной (после ухода военных там остались только оштукатуренные стены). Но при расчистке территории обнаружили яму с осколками керамики, а в кинохронике — общий облик помещения. В результате интерьер этой комнаты восстановлен во всей красоте и с исторической достоверностью. Максимально полно сохранились во времени интерьеры парадного кабинета и главной приемной — было принято решение оставить их в этом состоянии. Все работы во дворце завершатся к 2022 году.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+