Уже в 2020 году восемь залов первого этажа Александровского дворца в Царском Селе предполагается открыть для посещения — это результат почти пятилетней работы. Здание серьезно пострадало не столько от войны, сколько в результате разрушения дворца в годы советской власти. Нынешние специалисты пытаются вернуть интерьерам облик, максимально приближенный к историческому.
Как призналась в разговоре с корреспондентом The Art Newspaper Russia Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село», почти на 90% интерьеры дворца будут воссозданы, реставрации как таковой здесь мало. Со скрупулезностью использован весь имеющийся иконографический материал. «Было принято решение восстанавливать интерьеры на начало XX века, — рассказала Ольга Таратынова. — Надеемся, что Александровский дворец тоже станет брендом Царского Села, как и Екатерининский».
Александровский дворец был построен по заказу Екатерины II в начале 1790-х годов для ее любимого внука, будущего императора Александра I архитектором Джакомо Кваренги. А в начале XX века Николай II сделал дворец местом постоянного проживания семьи, и именно тогда интерьеры претерпели серьезную переделку — их приспособили для жизни в соответствии с модой своего времени, от Кваренги мало что сохранилось.
По распоряжению известного историка искусств Георгия Лукомского в 1918 году, сразу после выдворения царской семьи, были сделаны фотографии интерьеров — черно-белые и цветные, так называемые автохромы. Они дали реставраторам основной материал для работы, а еще помогли кадры кинохроники первых лет советской власти.
До войны во дворце располагался сначала детский дом, позднее — сельскохозяйственные организации, после войны — Академия наук. С 1951 года здание заняло Министерство обороны, военные ушли только в 2009-м.
С 2015 года, когда дворец был полностью закрыт на реставрацию, восстановлены восемь залов первого флигеля — личные покои императрицы Александры Федоровны и императора Николая II, включая знаменитую Мавританскую уборную. Автором проекта реконструкции, технического переоснащения и приспособления стала мастерская Никиты Явейна «Студия 44», генеральный подрядчик — ООО «ПСБ „ЖилСтрой“».
По словам Марии Рядовой, главного архитектора ГМЗ «Царское Село», проект воссоздания интерьеров пришлось скорректировать после того, как в 2012 году на аукционе в Париже для музея были приобретены автохромы Лукомского. «Когда мы увидели эти цветные фотографии, мы поняли, как на самом деле выглядели помещения, — рассказала Мария Рядова. — К сожалению, на них не видны плафоны и полы, и мы оставили их такими, какими получили».
Очень помогли сохранившиеся альбомы с образцами тканей для отделки стен и мебели. Это позволило воссоздать обивку максимально точно. Дошли до наших дней и покомнатные описи, сделанные Всеволодом Яковлевым, хранителем дворца. Огромные сомнения были у реставраторов по поводу Мавританской уборной (после ухода военных там остались только оштукатуренные стены). Но при расчистке территории обнаружили яму с осколками керамики, а в кинохронике — общий облик помещения. В результате интерьер этой комнаты восстановлен во всей красоте и с исторической достоверностью. Максимально полно сохранились во времени интерьеры парадного кабинета и главной приемной — было принято решение оставить их в этом состоянии. Все работы во дворце завершатся к 2022 году.