18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Директор Третьяковки рассказала о выставках 2020 года и переезде с Крымского Вала

Посетителей Третьяковской галереи ждут открытие пространства музея в Новой Москве и нового корпуса в Лаврушинском, а также большая выставка современного европейского искусства «Многообразие/Единство»

В уходящем году, сообщила директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова не без гордости на встрече с журналистами, 42% потраченных музеем средств были заработаны им самим. Прежде всего на билетах и музейным магазином, чей доход за последние пять лет вырос с 1,4 млн до 150 млн руб. Государственные субсидии составили только 35,7% трат Третьяковки. Остальные расходы взяли на себя спонсоры.

Говоря о выставочных планах на 2020 год, Трегулова отметила несколько событий. Выставку «Романтизм. Мечты о свободе», которая откроется в октябре, Третьяковка готовит совместно с музеями Дрездена. Она будет посвящена, как можно понять из названия, немецкой и русской живописи эпохи романтизма. Выставка «Это было навсегда» представит советское искусство 1968–1985 годов, то есть брежневского времени, или эпохи застоя (пройдет с апреля по август). Она является частью проекта, начатого выставкой «Оттепель», и делается тем же самым коллективом. Коллектив был молодой, и людей, помнивших оттепельные времена, выставка разочаровала. Поскольку застой помнит еще больше людей, легко предположить, что выставка об этом времени тоже будет дискуссионной. Большой международный проект «Многообразие/Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж» откроется в ноябре, в нем покажут произведения 80 современных художников, причем только ныне здравствующих. Также осенью, в октябре, будет открыта персональная выставка Роберта Фалька, где соберут произведения разных лет — от первых импрессионистских опытов и участия в объединении «Бубновый валет» до вещей 1950-х годов.

Модернист Фальк — прекрасный художник, лирический, европейский, десять лет проживший в Париже. Он оказал серьезное влияние на многих художников советского андерграунда, у него масса поклонников. Но несравнимо меньше, чем у Репина, выставку которого посмотрели 601298 зрителей (всего же в музей за год пришло 2,8 млн человек — на треть больше, чем в 2018 году). Это отличный результат, но директор Третьяковской галереи все равно считает, что надо менять формат персональных показов, делать их более проблемными, приближенными к современности.

Помимо выставки Ильи Репина, самыми посещаемыми в уходящем году стали ретроспективы Архипа Куинджи и Василия Поленова, причем в промежутке между ними люди в Новую Третьяковку ходить не переставали. Возможно, потому, что постоянная экспозиция искусства ХХ века была обновлена.

В уходящем году Третьяковская галерея на 30% увеличила количество проведенных экскурсий, что произошло благодаря упорядочению этой работы и введению лицензий, которые сделали невозможными экскурсии нелегальные. Напомним, что именно это новшество вызвало полтора года назад большой общественный резонанс и упреки в том, что теперь посетителям нельзя поговорить об увиденном даже с собственными детьми. Но недовольство со временем утихло, а Трегулова заметила, что очень трудно учитывать все пожелания публики, поскольку они бывают прямо противоположными. Что показал и недавний инцидент с посетительницей, кормившей младенца грудью прямо в зале. Смотрительница, которая сделала кормящей матери грубое замечание, естественно, была неправа, но в отношении допустимости публичного кормления среди публики возникли разногласия. В результате в музее решено оборудовать специальное место для кормления грудничков.

Важная для любого музея тема — новые поступления, и в Третьяковской галерее в этом году они были значительны: 759 произведений попали в музей благодаря дарителям отдельных вещей и целых коллекций, а также благотворителям, выделившим деньги на закупку; 51 предмет был закуплен самой галереей. Кроме того, Третьяковка получила на хранение 1562 произведения из собрания Международной конфедерации союзов художников, которая делила с музеем здание на Крымском Валу — теперь эта часть стала Западным крылом Новой Третьяковки. Трегулова напомнила, что его галерея получила только в апреле и это пространство пришлось приводить в порядок, в частности полностью менять проводку. Тем не менее Западное крыло функционирует как выставочное пространство. Свои проекты для него музей не имел времени подготовить, но предоставил залы для различных партнерских проектов. В частности, с 25 декабря там начнет работу подготовленная Музеем дизайна выставка «Мир! Дружба! Дизайн!».

Реконструкция Новой Третьяковки на Крымском Валу, которая будет осуществлена по проекту выдающегося архитектора современности, создателя бюро OMA/AMO Рема Колхаса, — одна из самых серьезных проблем музея. Продолжающееся обследование здания показало, что на реконструкцию его необходимо закрывать полностью. По словам директора музея, с 1959 года, когда в фундамент были вбиты первые сваи, никакого серьезного ремонта на Крымском Валу не проводилось. Перевести фонды и постоянную экспозицию на время реконструкции — труднейшая задача, вставшая перед ГТГ. Планируется, что «дайджест» постоянной экспозиции искусства ХХ века будет размещен в новом корпусе Третьяковской галереи на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной, который планируется открыть в 2022 году. Власти Москвы выделили галерее место для запасников в строящемся комплексе музейных хранилищ в Новой Москве, там же будут выставочный зал и места для проведения образовательных программ.

Остается надеяться, что и в следующем году, зная, что здание на Крымском Валу закроют на реконструкцию (предположительно на пять лет), публика не обойдет его вниманием. А на вопрос, будут ли перемены в историческом здании Третьяковки, Зельфира Трегулова вздохнула: надо сначала разобраться с Крымским Валом.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+