Каталоги-резоне играют важнейшую роль в поддержании здоровой обстановки на арт-рынке, но в последнее время на фоне растущего числа судебных процессов, связанных с аутентификацией, они все чаще воспринимаются как минные поля, и даже как финансовая угроза, что не может не отпугивать потенциальных авторов.
«Арт-рынок стал гораздо более дорогой и придирчивой площадкой», — говорит Элизабет Горайеб, казначей и секретарь Института Вильденштейна — Платтнера, основанного в 2016 году некоммерческого фонда, который занимается составлением каталогов-резоне. Она объясняет, что люди не хотят брать на себя риски и финансовое бремя аутентификации, когда на рынке всплывают вновь обнаруженные произведения.
Институт не только финансирует подготовку каталогов — благодаря тому, что эта работа ведется в группах-комитетах, участвующие в ней ученые таким образом получают защиту от нарастающей угрозы судебных исков. «Всем известно, что разозлившийся владелец легко может обратиться в суд, — говорит Ричард Бреттелл, входящий в научную группу по доработке каталога живописи Поля Гогена, выпущенного в 1964 году Жоржем Вильденштейном. — От заключения комитета зависит, будет ли картина стоить миллионы или практически ничего, если ее не признают подлинником Гогена».
Если раньше было принято трудиться над каталогами в одиночку, то сейчас ученые работают на Институт Вильденштейна — Платтнера, который не согласится даже посмотреть на неизвестную картину Гогена, прежде чем владелец не заплатит немалый предварительный взнос и не подпишет отказ от права на обращение в суд. «Качество этих каталогов определяется исключительно компетентностью ученых», — говорит Горайеб. Институт Вильденштейна — Платтнера выпускает все каталоги в цифровом формате, что позволяет с легкостью вносить изменения в текст статей. Каталоги-резоне таких художников, как Мэри Кассатт, Уильям Тернер и Эгон Шиле, уже выложены в Сеть. Они доступны и удобны в использовании, но после запуска их необходимо поддерживать и обновлять. Провенанс, история экспонирования и библиография постоянно расширяются. Поддержка таких каталогов-резоне — комплексная задача, и для ее выполнения требуется слишком много людей, что может снижать научный уровень работы.
По мнению Бреттелла, это не непреодолимая, «но достаточно сложная задача, требующая работы под эгидой заинтересованной организации». Однако академические институции не склонны браться за каталоги-резоне, хотя ранее многие такие работы нередко вырастали из докторских диссертаций. Примером служит по-прежнему активно используемый каталог-резоне работ Джона Синглтона Копли: опубликованный в 1966 году, он начинался как гарвардская диссертация Жюля Прауна.
Заместитель директора Исследовательского института Гетти Гейл Фейгенбаум говорит, что «сегодня диссертации в форме каталога-резоне утратили былой престиж», поскольку на факультетах искусствоведения к ним относятся практически как к простой каталогизации. Знаточество и поисковая работа ценятся меньше, чем теория и социальная история. «Сейчас в большинстве своем подобные проекты переместились из академии в музеи», — поясняет Фейгенбаум. Однако музеи чаще всего не проявляют желания поддерживать не ими самими задуманные проекты. Кураторы уверены, что это дело библиотекарей и архивариусов, а те, в свою очередь, считают это кураторским проектом.
Зачастую главными пользователями каталогов-резоне оказываются дилеры и аукционные дома. И те и другие могут обладать достаточной экспертизой и ресурсами для составления и дальнейшей поддержки таких трудов. Но их участие может рассматриваться как конфликт интересов, поскольку именно они получают прибыль от продажи произведений с установленной подлинностью. «Такая исследовательская работа выгодна скорее рынку, чем научному миру, — отмечает Фейгенбаум, — и это тоже может демотивировать ученых».