18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Луиз Буржуа и тайная комната

№79
Материал из газеты

Опубликована книга камерных фотопортретов знаменитой художницы, созданных в последние 15 лет ее долгой жизни

В 1994 году Жан-Франсуа Жоссо заключил довольно опасный договор с Луиз Буржуа (1911–2010), попросив ее о фотосессии. «Луиз согласилась на это с трудом, поставив мне условие. Она сказала: „Если мне не понравятся ваши снимки, я разорву договор. Если вы согласны, то можете снимать“».

В 1995-м Жоссо отправился из Парижа в Нью-Йорк, получив заказ на фото от журнала Connaissance des Arts («Познание искусства»). Съемки в бруклинской мастерской Луиз Буржуа проходили нелегко. Благодаря «ассистенту, освещению, вспышке и всему, что полагается», фотограф сделал динамичные снимки, запечатлев Буржуа и ее скульп­туру «Глаза» (1995) с изображением двух глазных яблок, в которых, как и во многих других ее работах, есть намек на половые органы. «Но, когда она пришла позировать для портрета, она почувствовала себя плохо и сказала, что это невозможно». Даже обмолвилась, что он «крадет» ее образ, — и ушла. Жоссо опасался худшего, однако через пять минут Буржуа вернулась, на этот раз в белой бейсболке. «Она сказала: „Теперь я защищена — можете фотографировать“. И улыбнулась».

К счастью, снимки ей понравились. «И она пригласила меня на будущее: „Вы можете приезжать, когда захотите“», — рассказывает автор. С этого момента Буржуа больше ни разу не потребовала от него согласовывать с ней фотографии, и следующие 11 лет, когда бы Жоссо ни прилетал в Нью-Йорк, он всегда наведывался к ней в мастерскую или домой в Челси. Рано утром, еще до прихода ее ассистентов, он звонил по телефону. Если она готова была его принять, они немного разговаривали, а затем фотограф просто оставался свободно бродить по дому. «Я проводил у нее целый день, а она в это время работала, — вспоминает он. — Иногда она приходила, и я делал ее портрет, иногда смотрела на то, что я делал, а иногда я оставался в одиночестве».

Результатом этих многочисленных визитов стала книга Жоссо «Луиз Буржуа: камерный портрет». Вот фото с той самой, первой съемки: Буржуа с тонкой улыбкой на лице и в бейсболке, служившей ей защитой. Вот она под одним из своих «Пауков». На других снимках она рисует за письменным столом в загроможденном кабинете. Наряду с портретами художницы здесь есть фотографии интерьеров ее дома: тесная мастерская в подвале; стены, увешанные рисунками и текстами, которые она называла pensées-plumes («размышления пером»); библиотека — любимая комната ее мужа Роберта Голдуотера. И спальня, которую супружеская чета занимала до 1973 года. После смерти мужа Буржуа больше не спала в этой комнате; как вспоминает Жоссо, его пустили туда «только в самом конце». Комната, где Буржуа проводила ночи в последние четыре десятилетия своей жизни, «не выглядела спальней: очень простая кровать, совсем никаких удобств», книжные полки по стенам.

В книге собраны краткие записи самого фотографа, а также статьи искусствоведа Ксавье Жирара и куратора из Лувра Мари-Лора Бернадак (в 2008 году она организовала ретроспективный показ Буржуа в парижском Центре Помпиду), но большинство текстов представляют собой высказывания Буржуа или фотографии ее рукописей, сделанные Жоссо. Идея сфотографировать их родилась у Джерри Горового, многолетнего помощника знаменитой художницы. «Он пригласил меня посмотреть ее архивы, потому что там было много письменных материалов, — рассказывает автор. — И я думаю, что они посильнее, чем любая критика или кураторский анализ ее творчества».

Идея Джерри Горового в итоге возымела должный эффект: соединив в альбоме размышления Буржуа со снимками ее самой, исполненной загадочного обаяния, а также с фотографиями интерьеров ее дома, скульптур и рисунков, Жоссо запечатлел мир художницы, для которой, как он говорит, «искусство и жизнь были неразделимы».  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+