Выставка о диалоге рамы и картины в Третьяковской галерее, ретроспектива классика русского искусства ХХ века Эрика Булатова в Манеже, первая в России выставка отца современного стиля в дизайне Чарльза Ренни Макинтоша в Музеях Московского Кремля.
Выставка «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалог», открывшаяся в Государственной Третьяковской галерее, посвящена раме в русском искусстве XIV–XX веков. Тема, на первый взгляд, неожиданная, но чрезвычайно интересная. Ведь художник или коллекционер подбирает раму к картине не просто как декор, но и как завершение композиции или даже способ диалога с ней. Достаточно только увидеть оклады и киоты икон, драгоценные оправы фирмы Фаберже, картины современных художников, чтобы понять, как много рама может рассказать об авторе и вкусах эпохи, когда она была создана. Многие из рам в экспозиции показываются впервые после многолетней реставрации, вернувшись к своим «родным» картинам. Так, специально к выставке по раскрашенной Михаилом Врубелем фотографии была воссоздана уникальная бархатная рама к его «Демону поверженному». Не меньше впечатляет и празднично торжественная рама к монументальному полотну Ильи Репина «Прием волостных старшин императором Александром III». А часть рам выставлены отдельно как великолепные образцы декоративно-прикладного искусства.
В Большом Манеже открылась масштабная выставка классика русского искусства второй половины ХХ века Эрика Булатова, приуроченная к 80-летию мастера. В экспозиции — более 90 картин и 50 произведений графики из ведущих российских музеев и частных коллекций. Они в полной мере представляют все периоды творчества мастера. Здесь и хрестоматийные его полотна советского, «диссидентского» периода, когда символы и идеологические клише (в виде официозных портретов руководителей страны, агитационных плакатов и призывов) приобретают в его интерпретации тонкий иронический подтекст, и произведения последних трех десятилетий, где на смену критическому взгляду на мир приходит созерцательно-философский.
Шотландского художника и архитектора Чарльза Ренни Макинтоша (1868–1928), выставка которого открылась в Музеях Московского Кремля, считают одним из отцов-основателей современного дизайна, впервые использовавшего в своих зданиях, предметах интерьера, плакатах и образцах обоев идею «функция диктует форму». Его знаменитые стулья с вытянутой спинкой, трапециевидным сиденьем и прямыми ножками, геометрически четкие и одновременно элегантные лампы, посуда, трафареты для обоев до сих пор пользуются огромным успехом во всем мире. Это первая выставка Макинтоша в России. Уникальную мебель, лампы по его эскизам, плакаты, редкой красоты акварели предоставили на выставку музеи Глазго (родного города Макинтоша), где он прожил всю жизнь, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, японский Музей Хаиди Такаяма.