18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чайна-таун на Неве

№79
Материал из газеты

Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев

У подобных опасений есть реальная основа: с 1 октября 2019 года граждане 53 государств могут бесплатно оформить электронную въездную визу в Санкт-Петербург и Ленинградскую область за четыре дня. В будущем власти города рассчитывают на 4 млн туристов в год дополнительно. А это может сделать жизнь знаменитых музеев совершенно невыносимой.

Особенно заметно увеличились очереди из жаждущих попасть в Государственный Эрмитаж и музеи-заповедники — «Петергоф» и «Царское Село». Число гостей Эрмитажа уже не первый год колеблется около 4,5 млн человек. По словам Елены Кальницкой, генерального директора ГМЗ «Петергоф», по данным на начало октября 2019 года, гостями парка и дворцов за сезон стали 5 300 373 человека, один только Ораниенбаум принял почти полтора миллиона посетителей. «Рекорд был установлен 10 августа. В этот день на территории Нижнего парка Петергофа единовременно находились 51 586 человек, — говорит Елена Кальницкая. — Парк не может постоянно выдерживать такие нагрузки!»

По подсчетам сотрудников Государственного музея-заповедника «Царское Село», летом 2019 года случалось, что только за полдня через залы Екатерининского дворца и прилегающий парк проходило почти 240 тыс. туристов. А ожидание в очередях иногда растягивалось на 4–5 часов. Хотя, как рассказала корреспонденту The Art Newspaper Russia директор музея Ольга Таратынова, по результатам исследований, проведенных еще в 2014 году НИИ стандартизации музейной деятельности, залы Екатерининского дворца могут принять единовременно лишь 950 человек, включая 150 сотрудников.

Ситуация в «Царском Селе» обсуждалась минувшей осенью на коллегии Министерства культуры России. Замминистра Алла Манилова выступила с инициативой ограничить число посетителей этого памятника XVIII века и урегулировать турпоток в музее-заповеднике. Да и Эрмитаж в 2019 году был буквально опутан сетью очередей. Музей открыл почти все подъезды Зимнего дворца для разных категорий посетителей и в результате стал похож на осажденную со всех сторон крепость. Хотя его залы могут принять единовременно не больше 7 тыс. гостей.

Главные проблемы создает все увеличивающийся поток туристов из Китая. Кстати, КНР есть и в перечне стран, граждане которых могут приехать в Россию по упрощенной схеме. Как сообщила нам Кира Журавская, туроператор, член Ассоциации содействия русско-китайскому туризму, в последнее время в Россию ежегодно прибывает более 1 млн туристов из Поднебесной, почти половина из них целенаправленно едет в Петербург. «Эрмитаж, Петергоф и Царское Село входят во все туристические программы для туристов из Китая, — рассказала Кира Журавская. — Китайским туроператорам наплевать на все остальные достопримечательности. И мы, россияне, никак не можем повлиять на это: путевки они продают сами, программу составляют сами, рекламу делают сами, наши туроператоры в этом не участвуют, потому что это большей частью нелегальный бизнес».

Ситуация с огромным потоком туристов из Китая минувшим летом обострилась в петербургских музеях особенно ощутимо. В соцсетях и СМИ постоянно обсуждалось, как китайские посетители музеев позволяют себе нарушать самые элементарные правила поведения: они кричат, трогают экспонаты, устраивают массовые селфи и даже используют музейные залы и дворцовые парки как туалеты. Эти вопиющие случаи в залах Эрмитажа и парках Петергофа обсуждали летом сотрудники музеев, посетители, пресса.

«У нас много туристов с Востока, но, увы, они не всегда соблюдают правила санитарии в парке, — сетует Елена Кальницкая, директор «Петергофа». — Туалеты есть, но наставить их на расстоянии 50 м друг от друга нельзя, КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. — TANR) запретит. Мы встречались с тур­операторами и предложили ввести штрафы за нарушения. Туроператоры согласились на эту меру, и в течение месяца проблема была решена: организаторы потока предложили ввести штраф в 100 тыс. руб. с человека, и нарушения прекратились».

Но если бытовые и организационные проблемы музеи могут решить сами, то вопросы регулирования турпотоков им одним, без участия властей, не осилить. «Нужно взаимодействие и федеральных властей, и городского правительства, — считает Ольга Таратынова. — Да, мы сами регулируем сейчас продажу билетов для одиночных посетителей через интернет, такая схема действует в ведущих мировых музеях. Но мы нуждаемся и в законодательных актах, ограничивающих деятельность нелицензированных китайских гидов и теневого бизнеса, возникшего вокруг приема китайских туристических групп».

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский не первый год говорит о необходимости введения туристического сбора. И о том, что поток посетителей требует регулирования. По его мнению, необходимо защищать исторические здания, при этом сделать музей доступным для всех. Но в первую очередь, как считают российские туроператоры, нужно решать вопрос с нелегальным туристическим бизнесом. «Электронные визы, лоукостеры — все это только усугубит ситуацию, — полагает Кира Журавская. — Пока не найдем механизма устранения с рынка нелегальных компаний, мы ничего не сможем изменить». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+