18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что приготовила для коллекционеров ярмарка BRAFA

№79
Материал из газеты

BRAFA, одна из старейших европейских ярмарок искусства и антиквариата, пройдет в 65-й раз с 26 января по 2 февраля в Брюсселе. Ее главные качества — абсолютная надежность и широта взглядов. Состав участников по большей части неизменен, за качеством экспонатов следит комиссия из 100 экспертов, на стендах представлены все сферы коллекционирования — от археологии и драгоценностей до модернизма и актуального искусства. В нынешнем выпуске BRAFA участвуют 133 галереи из 14 стран, и второй год подряд среди них есть участник из России: московская галерея «Эритаж» представляет мебель и графику 1930-х годов. Место почетного гостя в этот раз займут благотворительная выставка и аукцион — в честь юбилейного выпуска на ярмарке покажут и продадут пять оригинальных фрагментов Берлинской стены

Реликварий африканского народа кота. 
Габон, начало ХХ в. 
Дерево, медь, латунь. 
Высота 58 см. 
Галерея Didier Claes

Моду на коллекционирование африканской и полинезийской скульптуры 100 лет назад задали модернисты: они находили в ней источник вдохновения и свежесть, не отягощенную академическими шаблонами. Рядом с работами Жоржа Брака, Анри Матисса, Пабло Пикассо эта скульп­тура и сейчас смотрится гармонично. Антропоморфная фигура относится к предметам заупокойного культа. Тело выполнено в виде ромба — он символизирует жизненный цикл и контакт между миром живых и миром мертвых. 


Ласло Мохой-Надь. «Композиция».
1922. Бумага, акварель, гуашь, 
тушь, коллаж. 54,5 х 43 см. Галерея Kálmán Makláry Fine Arts

Коллаж, некоторое время находившийся в личной коллекции Йоко Оно. Ласло Мохой-Надь — один из важнейших художников авангарда, конструктивист, повлиявший на развитие фотографии, кино и дизайна. Самоучка в живописи (он занялся ею в госпитале после ранения во время Первой мировой), а позже преподаватель Баухауса, он был увлечен синтезом разных медиа и новыми техническими возможностями, которые меняли взгляд на искусство и на всю среду обитания человека. После закрытия немецкой школы дизайна он переехал в Чикаго, где продолжил эксперименты во главе Нового Баухауса.


Питер Брейгель Старший. «Лень». Из серии «Семь смертных грехов».
Около 1558. Офорт. 29,1 x 23 см. 
CLAM, витрина Lex Antiqua

Лень — один из семи грехов, аллегорически изображенных Питером Брейгелем Старшим. Здесь и женщина, уснувшая на осле, и часы без стрелок, и назидательные надписи, сообщающие, что лень лишает человека силы духа. Гравюра, выставляемая Бельгийской профессиональной палатой в области старинных и современных изданий (CLAM), выполнена при жизни Брейгеля для крупнейшего издателя того времени Иеронима Кока. Важные детали для коллекционера: водяные знаки на бумаге помогут уточнить датировку гравюры; также обратите внимание на качество чернил и печати — оно заметно в передаче перспективы.


Дэвид Уэбб. Браслет с жирафами.
Вторая половина ХХ в. Золото, 
эмаль, бриллианты, рубины. 
Галерея Epoque Fine Jewels

Важная черта коллекционных драгоценностей — оригинальная идея. Дэвид Уэбб основал ювелирную марку в Нью-Йорке в 1948 году, но настоящая слава пришла к нему через десять лет, когда появился первый анималистический браслет. В последующие годы он создаст роскошный «зверинец» — с двойными головами жирафов, слонов, пантер, лягушек, зебр, украшенных эмалью с добавлением драгоценных камней. Смелость и ирония Уэбба станут ювелирным воплощением духа 1960‑х, а среди поклонников мастера окажутся Жаклин Кеннеди и голливудские звезды.


Рони Хорн. «Букет Стивенса».
1991. Алюминиевые блоки, пластик. 106,6 х 127 х 38 см. Галерея Simon Studer Art

Коллекционирование современного искусства невозможно без изучения контекста. Американская художница Рони Хорн создает концептуальные работы в разных техниках и часто вдохновляется литературой. Эта инсталляция из алюминиевых блоков и пластика посвящена американскому поэту ХХ века Уоллесу Стивенсу и иллюстрирует его стихотворение «Букет роз в солнечном свете». Работа существует в трех экземплярах, один из них находится в собрании нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА).


Навершие в форме головы лошади.
II–I вв. до н. э. Бронза, серебряные вставки. Высота 17 см. 
Галерея David Aaron

Раздел археологии включает древнеегипетские, античные и азиатские артефакты. Эта отлично сохранившаяся эллинистическая голова лошади, выполненная с большой долей реализма, служила украшением античной кушетки. Сложная отливка и серебряные вставки на глазах и в геометрическом орнаменте сбруи говорят о том, что это был роскошный предмет, использовавшийся во время празднеств.


Гобелен «Горизонталь». 
Обюсон, мастерская Табара, 1954. На основе акварели 
Василия Кандинского, 1939. Шерсть. 224 х 162,5 см. 
Королевская мануфактура Де Вит

Яркий пример того, как в середине ХХ века ткацкое ремесло возвращает себе передовые позиции, сотрудничая с современными художниками и используя в качестве рисунка модную абстракцию. Первые образцы были показаны на выставке «12 гобеленов» в парижской галерее Дениз Рене в 1952 году. Экспонаты были отобраны галеристкой вместе с художником Виктором Вазарели и владельцем мастерской в Обюсоне Франсуа Табаром на конкурсной основе. Следом жена Кандинского Нина передала несколько его работ Вазарели, который занимался изготовлением картонов, и в 1954-м прошла выставка «Четыре гобелена Кандинского». Там был и гобелен «Горизонталь», выполненный в четырех экземплярах в мастерской Табара.


Франс Снейдерс. «Натюрморт с лобстером, артишоками, спаржей и фруктами». 
Около 1630–1640. Дерево, масло. 78,5 х 85 см. 
Галерея Klaas Muller

Старые мастера — один из важных разделов BRAFA, где встречаются музейные имена и шедевры. Полотно Франса Снейдерса — из их числа. Любимец фламандских аристократов, друг Рубенса и ван Дейка, в XVII веке Снейдерс был главным мастером барочного натюрморта. Богатство цветов и фактур, избыточно пышная, но при этом тщательно выстроенная композиция — черты, за которые его любили современники.


Эдгар Дега. «Три танцовщицы».
Около 1898. Бумага, дублированная на картон, пастель, уголь. 52 х 43 см. Галерея Bailly

Довольно крупный рисунок, выполненный углем и пастелью, напоминает о знаменитых «Голубых танцовщицах» Эдгара Дега из Пушкинского музея: поза одной из балерин почти идентична, к тому же написаны они с разницей в год, и обе находились у знаменитого парижского маршана Поля Дюран-Рюэля, поддерживавшего импрессионистов. Еще один плюс к провенансу рисунка: сразу после смерти Дега он попал на распродажу в его мастерской и воспроизведен в каталоге. Для работ импрессионистов в таких деталях особая ценность.

Специальное предложение

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+