18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В кафедральном соборе Вены нашли Дюрера

Дальнейшие исследования фрески над сувенирной лавкой в соборе Святого Стефана позволят однозначно установить ее авторство

Недавно обнаружилось, что на покрытой многовековым слоем грязи стене над сувенирной лавкой в венском соборе Святого Стефана находится фреска, подготовительный рисунок которой выполнен с необычайным мастерством. Специалисты полагают, что рисунок создал Альбрехт Дюрер. Если это действительно так, то значит, нюрнбергский мастер эпохи Возрождения все-таки бывал в Вене, хотя об этом посещении не упоминает ни один из известных источников.

Роспись обнаружили в закрытом епископском портике. Сейчас в этом тесном пространстве, примыкающем к собору, располагается сувенирная лавка. Фреска написана, вероятно, около 1505 года — эта датировка согласуется со временем возведения портика и со стилем самого произведения.

Необычная работа представляет собой двухмерное изображение алтарного триптиха. Подготовительный рисунок есть у фигуры святой Екатерины на левой «створке» и у святой Маргариты на правой. В центре изображен святой Леопольд, один из покровителей Австрии, а под тремя святыми располагается изображение пределлы.

Вероятно, святой Леопольд и пределла были выполнены другой рукой в 1510-е годы. Сейчас их краски, нанесенные немногим позже, выглядят значительно светлее участков с подготовительным рисунком.

Остается загадкой, почему крайне искусный мастер, выполнивший этот рисунок, не закончил произведение. Согласно одной из версий, он попросту не мог выделить на это достаточно времени. Максимилиан I, император Священной Римской империи (и сын Фридриха III), в то время жил в Австрии и даже мог сыграть определенную роль в этом заказе, ведь Дюрер, как известно, создал по его заказу большую работу всего несколько лет спустя, около 1512 года.

Эрвин Покорны, венский эксперт по творчеству художника, заявил The Art Newspaper о своей уверенности в том, что «ни один из учеников или последователей Дюрера не был способен добиться виртуозности, которую мы видим в подготовительном рисунке».

По словам директора Федерального бюро памятников Австрии Бернда Ойлер-Ролле, «качество подготовительного рисунка напоминает Дюрера». В пресс-релизе кафедрального собора говорится, что фигуры двух святых, «несомненно, создал художник круга Дюрера». Так что открытым остается только вопрос о том, является ли автором сам Дюрер или его мастерская.

До сих пор считалось, что Дюрер создал только одну группу настенных рисунков — росписи парадного зала в здании нюрнбергской ратуши. В 1521 году художник сделал эскизы, но непосредственным выполнением работ занимались его ученики. В 1630 году фрески записали, а в 1945-м их последние следы были уничтожены во время бомбардировок.

По словам Покорны, поначалу он предположил, что подготовительные рисунки на стене собора Святого Стефана выполнил кто-то из учеников Дюрера, поскольку нет информации о пребывании мастера в Вене. Однако продлившиеся несколько недель исследования убедили его в авторстве самого художника.

Согласно одной из версий, Дюрер остановился в Вене по дороге из Нюрнберга в Венецию в 1505 году. В пользу этого предположения говорит подписанный рисунок из коллекции Британском музея, изображающий женщину из Виндиша, ныне не существующего региона в земле Каринтия на юге Австрии, где художник мог оказаться по пути в Италию. Вероятной причиной посещения Вены могла быть дружба Дюрера с ученым-гуманистом Конрадом Цельтисом, жившим там с 1497-го и до своей смерти в 1508 году. Возможно, именно Цельтис изображен на картине Дюрера «Мученичество десяти тысяч христиан» 1508 года (в коллекции Музея истории искусств в Вене) рядом с самим художником.

Теперь Эрвин Покорны считает, что «вопрос не в том, бывал ли Дюрер в Вене, а в том, когда он здесь был». В 2021 году в лондонской Национальной галерее пройдет выставка «Маршруты Дюрера. Путешествия художника эпохи Возрождения» (13 февраля — 16 мая). Интересно, как ее организаторы будут работать с информацией о возможном посещении Вены. Если Дюрер действительно бывал в городе, неизбежно возникают два важных вопроса: во-первых, повлияло ли на него венское искусство, а во-вторых, какое влияние он оказал на местных художников?

Тем временем исследование росписи на стене собора Святого Стефана продолжается. Результаты будут опубликованы в Österreichische Zeitschrift für Kunst und Denkmalpflege («Австрийский журнал по искусству и охране памятников»). А администрация собора уже планирует перенести сувенирную лавку в другое помещение, чтобы ничто не отвлекало от созерцания обнаруженной работы Дюрера.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+