18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ирландский музей современного искусства показывает неизвестного Дерека Джармена

№79
Материал из газеты

В экспозицию «Протест!» вошли работы, созданные в период с 1960-х по 1990-е годы, многие из которых ранее не выставлялись

«В начале 1980-х годов, когда экспериментальное кино в Великобритании еще только зарождалось, Дерек Джармен был одним из самых активных его апологетов», — говорит Шон Киссан, куратор выставки «Дерек Джармен. Протест!», которая открылась в Ирландском музее современного искусства в Дублине. Многие знают Джармена как создателя артхаусных провокационных фильмов, в числе которых «Себастьян» (1976) о жизни и мученичестве святого, биографический фильм «Караваджо», «Буря» по Шекспиру с вольной интерпретацией сюжета пьесы и пародия на современную Англию с участием королевы Елизаветы I «На Англию прощальный взгляд», однако лишь единицы знакомы с его работами в других видах искусства.

Между тем Джармен получил художественное образование, в 1960-е много работал сценографом, в кино начинал как художник и до начала 1970-х занимался главным образом живописью. Разумеется, тема кино на выставке тоже присутствует — от ранних короткометражек, снятых на пленку Super 8, до ключевых полнометражных кинолент.

В экспозицию вошли работы, созданные в период с 1960-х по 1990-е годы, многие из которых ранее не выставлялись. В их числе ряд ранних картин Джармена, созданных во время и вскоре после учебы в лондонской Школе изящных искусств Феликса Слейда. «За два года подготовительной работы я успел пообщаться с друзьями, родственниками Джармена и людьми, с которыми он сотрудничал в годы учебы в школе Канфорд, Королевском колледже и Школе Слейда, — говорит Киссан. — Нам удалось найти более 80 его работ». Среди них — портреты и абстрактные композиции, свидетельствующие об увлечении самыми разными направлениями, от живописи Лондонской школы до поп-арта и концептуализма. Важная часть выставки — сценография, работы Джармена к оперным и балетным постановкам, а затем и кино, где он дебютировал как художник картины «Дьяволы» (1971) Кена Рассела. 

Дерек Джармен скончался в возрасте 52 лет от ВИЧ. Он был в числе первых публичных фигур, открыто заговоривших о страшной болезни. В экспозиции представлены его монументальные «картины-слоганы» начала ­1990-х, напоминающие сегодня о той истерии, а в лучшем случае равнодушии общества к больным СПИДом в 1990‑х.  

Ирландский музей современного искусства 
Дерек Джармен. Протест!
До 23 февраля 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+