18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ирландский музей современного искусства показывает неизвестного Дерека Джармена

№79
Материал из газеты

В экспозицию «Протест!» вошли работы, созданные в период с 1960-х по 1990-е годы, многие из которых ранее не выставлялись

«В начале 1980-х годов, когда экспериментальное кино в Великобритании еще только зарождалось, Дерек Джармен был одним из самых активных его апологетов», — говорит Шон Киссан, куратор выставки «Дерек Джармен. Протест!», которая открылась в Ирландском музее современного искусства в Дублине. Многие знают Джармена как создателя артхаусных провокационных фильмов, в числе которых «Себастьян» (1976) о жизни и мученичестве святого, биографический фильм «Караваджо», «Буря» по Шекспиру с вольной интерпретацией сюжета пьесы и пародия на современную Англию с участием королевы Елизаветы I «На Англию прощальный взгляд», однако лишь единицы знакомы с его работами в других видах искусства.

Между тем Джармен получил художественное образование, в 1960-е много работал сценографом, в кино начинал как художник и до начала 1970-х занимался главным образом живописью. Разумеется, тема кино на выставке тоже присутствует — от ранних короткометражек, снятых на пленку Super 8, до ключевых полнометражных кинолент.

В экспозицию вошли работы, созданные в период с 1960-х по 1990-е годы, многие из которых ранее не выставлялись. В их числе ряд ранних картин Джармена, созданных во время и вскоре после учебы в лондонской Школе изящных искусств Феликса Слейда. «За два года подготовительной работы я успел пообщаться с друзьями, родственниками Джармена и людьми, с которыми он сотрудничал в годы учебы в школе Канфорд, Королевском колледже и Школе Слейда, — говорит Киссан. — Нам удалось найти более 80 его работ». Среди них — портреты и абстрактные композиции, свидетельствующие об увлечении самыми разными направлениями, от живописи Лондонской школы до поп-арта и концептуализма. Важная часть выставки — сценография, работы Джармена к оперным и балетным постановкам, а затем и кино, где он дебютировал как художник картины «Дьяволы» (1971) Кена Рассела. 

Дерек Джармен скончался в возрасте 52 лет от ВИЧ. Он был в числе первых публичных фигур, открыто заговоривших о страшной болезни. В экспозиции представлены его монументальные «картины-слоганы» начала ­1990-х, напоминающие сегодня о той истерии, а в лучшем случае равнодушии общества к больным СПИДом в 1990‑х.  

Ирландский музей современного искусства 
Дерек Джармен. Протест!
До 23 февраля 

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+