18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ирландский музей современного искусства показывает неизвестного Дерека Джармена

№79
Материал из газеты

В экспозицию «Протест!» вошли работы, созданные в период с 1960-х по 1990-е годы, многие из которых ранее не выставлялись

«В начале 1980-х годов, когда экспериментальное кино в Великобритании еще только зарождалось, Дерек Джармен был одним из самых активных его апологетов», — говорит Шон Киссан, куратор выставки «Дерек Джармен. Протест!», которая открылась в Ирландском музее современного искусства в Дублине. Многие знают Джармена как создателя артхаусных провокационных фильмов, в числе которых «Себастьян» (1976) о жизни и мученичестве святого, биографический фильм «Караваджо», «Буря» по Шекспиру с вольной интерпретацией сюжета пьесы и пародия на современную Англию с участием королевы Елизаветы I «На Англию прощальный взгляд», однако лишь единицы знакомы с его работами в других видах искусства.

Между тем Джармен получил художественное образование, в 1960-е много работал сценографом, в кино начинал как художник и до начала 1970-х занимался главным образом живописью. Разумеется, тема кино на выставке тоже присутствует — от ранних короткометражек, снятых на пленку Super 8, до ключевых полнометражных кинолент.

В экспозицию вошли работы, созданные в период с 1960-х по 1990-е годы, многие из которых ранее не выставлялись. В их числе ряд ранних картин Джармена, созданных во время и вскоре после учебы в лондонской Школе изящных искусств Феликса Слейда. «За два года подготовительной работы я успел пообщаться с друзьями, родственниками Джармена и людьми, с которыми он сотрудничал в годы учебы в школе Канфорд, Королевском колледже и Школе Слейда, — говорит Киссан. — Нам удалось найти более 80 его работ». Среди них — портреты и абстрактные композиции, свидетельствующие об увлечении самыми разными направлениями, от живописи Лондонской школы до поп-арта и концептуализма. Важная часть выставки — сценография, работы Джармена к оперным и балетным постановкам, а затем и кино, где он дебютировал как художник картины «Дьяволы» (1971) Кена Рассела. 

Дерек Джармен скончался в возрасте 52 лет от ВИЧ. Он был в числе первых публичных фигур, открыто заговоривших о страшной болезни. В экспозиции представлены его монументальные «картины-слоганы» начала ­1990-х, напоминающие сегодня о той истерии, а в лучшем случае равнодушии общества к больным СПИДом в 1990‑х.  

Ирландский музей современного искусства 
Дерек Джармен. Протест!
До 23 февраля 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+