18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов

Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик

Как явствует из анонса, увесистый том является «первым глобальным исследованием истории советского дизайна, основанным на многочисленных ранее не публиковавшихся материалах». Авторы текстов — искусствовед, владелица галереи Heritage Кристина Краснянская и историк дизайна Александр Семенов. Вступительные слова к изданию написали директор Государственного музея архитектуры Елизавета Лихачева и специалист по русскому авангарду, профессор шотландского Университета Св. Эндрюса Кристина Лоддер.

Появление этой книги стало результатом десятилетней работы галереи Heritage. В российском пространстве она формирует кросс-культурный контекст — представляет изобразительное искусство (живопись, графику, скульптуру), предметный дизайн как историческое наследие и современную арт-практику. Российскую публику Heritage знакомит с западными (и китайскими!) дизайнерами, Запад — с русскими.

Галерея Heritage обладает феноменальной коллекцией советской мебели 1920–1980-х годов. У нее есть, к примеру, мебель по эскизам архитектора Бориса Иофана из Дома на набережной, гарнитур в стиле советского ар-деко из дома-коммуны в Смоленске, шпонированная тополем радиола — подарок Ленинградского театра оперы и балета Кирову — и многое другое. В 2012-м галерея показала свое собрание на Design Miami Basel (она единственный постоянный участник этой ярмарки из России), в 2015-м — в Москве на выставке в Музее архитектуры, в 2018-м сделала выставку о рождении советского ар-деко, в 2019-м участвовала со своей коллекцией в Salon Art + Design в Нью-Йорке и ярмарке искусства и антиквариата BRAFA, куда приедет вновь в этом году.

Кристина Краснянская не раз говорила, что за границей само существование советского мебельного дизайна является новостью. Эти соображения и подтолкнули ее написать и издать книгу на английском языке.

Что касается ее соавтора Александра Семенова, то молодое дарование из Санкт-Петербурга тоже присутствует на арт-сцене в нескольких амплуа: он выпускник и уже преподаватель Академии Штиглица, практикующий мебельный дизайнер (получил, например, в 2015-м премию ADD Award за проект мобильного гардероба), автор Telegram-канала «Русский камамбер» и исследователь советского дизайна. Его перу принадлежит трехтомник «Дизайн мебели в СССР» (2018). Каждый том посвящен одному из трех периодов: 1920-м, 1930-м — 1955-му и 1955-му — 1980-м. Собственно, эти тексты и легли в основу фолианта, изданного в Цюрихе.

Не вдаваясь подробно в содержание, следует отметить, что чтение это не скучное и не наивное. Авторы умело сочетают теоретические блоки с описанием конкретной практики, от изложения явлений переходят к персоналиям и, наоборот, от историй институций, событий и предметов — к объяснению хода вещей. Для тех, кто впервые заинтересуется явлением, особенно для зарубежных читателей, книга станет откровением. У внутреннего же потребителя, особенно тех, кто застал советское время, могут возникнуть вопросы.

Советский дизайн как явление существовал в двух почти не пересекавшихся плоскостях. В одной плоскости находились теория и эксперимент — и тут советские архитекторы и дизайнеры, создатели среды, были впереди планеты всей или вполне соответствовали ведущим мировым трендам. Так было и в 1920-е, в эпоху конструктивизма и Вхутемаса/Вхутеина, так было и в 1970–1980-е, во времена ВНИИТЭ. И собственно, этот потрясающий материал систематизирует книга. Вторая плоскость — реальная жизнь реальных людей, быт, коммуналки и хрущевки, позднее — брежневские квартиры, и здесь мало-мальская красота (от живописи до красивого чайника и тем более красивой мебели) присутствовала в гомеопатических дозах.

Если изучать историю советского дизайна по заметкам в журнале «Декоративно-прикладное искусство», то 1960-е годы, возможно, и заслуживают главы Golden Decade of Soviet Interior Design. Но, если твои собственные детские годы прошли в хрущевке, если ты помнишь хлипкие диваны, пахнувшие формальдегидом стенки из ДСП, журнальные столики на оленьих ногах — тебя не убеждает статистика, что, дескать, в это время в СССР было 1,5 тыс. проектных дизайнерских бюро во главе с ВНИИТЭ.

Впрочем, все это детали. Для выяснения нюансов вначале должна появиться общая историческая канва. И книга эту роль — свода знаний о предмете — выполнила. Остается только авансом приветствовать ее выход на русском языке.

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+