18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов

Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик

Как явствует из анонса, увесистый том является «первым глобальным исследованием истории советского дизайна, основанным на многочисленных ранее не публиковавшихся материалах». Авторы текстов — искусствовед, владелица галереи Heritage Кристина Краснянская и историк дизайна Александр Семенов. Вступительные слова к изданию написали директор Государственного музея архитектуры Елизавета Лихачева и специалист по русскому авангарду, профессор шотландского Университета Св. Эндрюса Кристина Лоддер.

Появление этой книги стало результатом десятилетней работы галереи Heritage. В российском пространстве она формирует кросс-культурный контекст — представляет изобразительное искусство (живопись, графику, скульптуру), предметный дизайн как историческое наследие и современную арт-практику. Российскую публику Heritage знакомит с западными (и китайскими!) дизайнерами, Запад — с русскими.

Галерея Heritage обладает феноменальной коллекцией советской мебели 1920–1980-х годов. У нее есть, к примеру, мебель по эскизам архитектора Бориса Иофана из Дома на набережной, гарнитур в стиле советского ар-деко из дома-коммуны в Смоленске, шпонированная тополем радиола — подарок Ленинградского театра оперы и балета Кирову — и многое другое. В 2012-м галерея показала свое собрание на Design Miami Basel (она единственный постоянный участник этой ярмарки из России), в 2015-м — в Москве на выставке в Музее архитектуры, в 2018-м сделала выставку о рождении советского ар-деко, в 2019-м участвовала со своей коллекцией в Salon Art + Design в Нью-Йорке и ярмарке искусства и антиквариата BRAFA, куда приедет вновь в этом году.

Кристина Краснянская не раз говорила, что за границей само существование советского мебельного дизайна является новостью. Эти соображения и подтолкнули ее написать и издать книгу на английском языке.

Что касается ее соавтора Александра Семенова, то молодое дарование из Санкт-Петербурга тоже присутствует на арт-сцене в нескольких амплуа: он выпускник и уже преподаватель Академии Штиглица, практикующий мебельный дизайнер (получил, например, в 2015-м премию ADD Award за проект мобильного гардероба), автор Telegram-канала «Русский камамбер» и исследователь советского дизайна. Его перу принадлежит трехтомник «Дизайн мебели в СССР» (2018). Каждый том посвящен одному из трех периодов: 1920-м, 1930-м — 1955-му и 1955-му — 1980-м. Собственно, эти тексты и легли в основу фолианта, изданного в Цюрихе.

Не вдаваясь подробно в содержание, следует отметить, что чтение это не скучное и не наивное. Авторы умело сочетают теоретические блоки с описанием конкретной практики, от изложения явлений переходят к персоналиям и, наоборот, от историй институций, событий и предметов — к объяснению хода вещей. Для тех, кто впервые заинтересуется явлением, особенно для зарубежных читателей, книга станет откровением. У внутреннего же потребителя, особенно тех, кто застал советское время, могут возникнуть вопросы.

Советский дизайн как явление существовал в двух почти не пересекавшихся плоскостях. В одной плоскости находились теория и эксперимент — и тут советские архитекторы и дизайнеры, создатели среды, были впереди планеты всей или вполне соответствовали ведущим мировым трендам. Так было и в 1920-е, в эпоху конструктивизма и Вхутемаса/Вхутеина, так было и в 1970–1980-е, во времена ВНИИТЭ. И собственно, этот потрясающий материал систематизирует книга. Вторая плоскость — реальная жизнь реальных людей, быт, коммуналки и хрущевки, позднее — брежневские квартиры, и здесь мало-мальская красота (от живописи до красивого чайника и тем более красивой мебели) присутствовала в гомеопатических дозах.

Если изучать историю советского дизайна по заметкам в журнале «Декоративно-прикладное искусство», то 1960-е годы, возможно, и заслуживают главы Golden Decade of Soviet Interior Design. Но, если твои собственные детские годы прошли в хрущевке, если ты помнишь хлипкие диваны, пахнувшие формальдегидом стенки из ДСП, журнальные столики на оленьих ногах — тебя не убеждает статистика, что, дескать, в это время в СССР было 1,5 тыс. проектных дизайнерских бюро во главе с ВНИИТЭ.

Впрочем, все это детали. Для выяснения нюансов вначале должна появиться общая историческая канва. И книга эту роль — свода знаний о предмете — выполнила. Остается только авансом приветствовать ее выход на русском языке.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+