15 января 2020 года президент РФ Владимир Путин принял отставку кабинета министров РФ. На смену премьер-министру Дмитрию Медведеву пришел Михаил Мишустин, который в ближайшее время объявит состав нового правительства. Тогда и станет известно, будет ли переназначен на свой пост, как в мае 2018 года, министр культуры РФ Владимир Мединский — один из самых обсуждаемых членов кабмина.
На этом посту он проработал почти восемь лет (с 12 мая 2012 года), что абсолютный рекорд (до него в постсоветское время он принадлежал Евгению Сидорову — 1992–1997). Родившийся в 1970 году Владимир Мединский был и самым молодым «культурным» министром РФ: его предшественники принадлежали в основном к послевоенному поколению 1940-х. На их фоне Мединский обладал совсем другим, невероятно амбициозным, стилем руководства.
Сам он считал, что заставил культуру работать. Например, с 2012 по 2018 год посещаемость российских музеев более чем удвоилась и по итогам 2018 года составила 154 млн человек, количество выставок выросло в 1,6 раза, доходы от продажи билетов — в 2,5 раза и достигли 15,5 млрд руб. (против 6,2 млрд руб. в 2012-м).
Министр сменил руководителей ключевых культурных институций: при нем Зельфира Трегулова возглавила Третьяковскую галерею, Марина Лошак — ГМИИ им. А.С.Пушкина, Владимир Урин стал директором Большого театра, Сергей Женовач пришел в МХТ после смерти Олега Табакова… Все люди — профессионалы своего дела. Нельзя отрицать благотворность этих назначений.
При Мединском активно велась реставрация объектов исторического наследия, заметным на этом фоне было восстановление монастырей. Так, на Новодевичий монастырь было выделено 4 млрд руб., Троице-Сергиеву лавру — 5,8 млрд руб., Кирилло-Белозерский монастырь — 1,1 млрд руб. Но в этой отрасли случился и, пожалуй, самый большой скандал за все годы пребывания Мединского в должности: в 2015-м было раскрыто хищение средств, выделенных на реставрацию, разбирательства вокруг Григория Пирумова, бывшего замминистра, и Бориса Мазо идут до сих пор.
Продолжались и начатые ранее стройки и преобразования исторических музейных зданий, в том числе ГМИИ и Политеха, а Третьяковке теперь предстоит реконструировать по проекту Рема Колхаса здание бывшего Центрального дома художника на Крымском Валу и достроить новый корпус в Лаврушинском. При Мединском был анонсирован амбициозный проект по созданию культурных центров с участием крупных музеев и театров во Владивостоке, Калининграде, Кемерово и Севастополе, который реализуется по поручению президента РФ.
Не обошло Министерство культуры заботой и отечественное кино. Ежегодные дотации на кинопроизводство составляли порядка 5 млрд руб. Щедро выделялись средства на фильмы патриотической тематики, но к появлению шедевров, увы, это не привело. В 2019-м из 68 лент, получивших господдержку, в прокате окупились лишь 8.
Что касается взаимодействия ведомства с областью современного искусства, то итоги его не назвать даже нейтральными. В 2016-м Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) был объединен с РОСИЗО, по сути — разгромлен, так как ядро коллектива, создававшее ГЦСИ на протяжении 20 лет, уволилось. Из объединения ничего не вышло: сначала отказались от строительства отечественного «Центра Помпиду» на Ходынке, а в 2019-м многострадальный ГЦСИ присоединили к ГМИИ. Вообще, объединение и укрупнение учреждений культуры, от музеев до НИИ, вполне можно назвать тенденцией последних лет.
В 2016-м группа историков выступила с предложением лишить окончившего МГИМО Мединского степени доктора исторических наук, так как его диссертация антинаучна. Сам министр посчитал это политическим заказом; несмотря на скандал, степень у него осталась; а претензии ученых не помешали Владимиру Ростиславовичу и дальше издавать десятки популярных книг на любимую им тему — разоблачать неправильные мифы о родине и заменять их мифами идеологически безупречными. При этом министр не боится вступать в публичные дискуссии — так, недавно для нашего издания он написал колонку о роли комиксов в культурном пространстве.
Любимым детищем министра Мединского является Российское военно-историческое общество (РВИО). Оно занимается патриотическим воспитанием населения, проводит фестивали, лектории, а также устанавливает памятники героям — всего их сейчас примерно 200. Самым резонансным монументом РВИО стал памятник князю Владимиру, который сначала хотели установить на склоне Воробьевых гор перед МГУ, а после переноса к Кремлю корректировали проект из-за требований ЮНЕСКО ко всему, что появляется в охранных зонах объектов всемирного наследия.
В 2017-м началось дело «Седьмой студии» о хищении денег, выделенных в 2011–2014 годах на проект «Платформа», объединивший театр и современное искусство. Министерство культуры контролировало этот проект и пять лет назад одобрило всю его финансовую отчетность, однако сегодня оно выступает истцом и просит взыскать с режиссера Кирилла Серебренникова и других обвиняемых 133 млн руб.
Будет ли Владимир Мединский вновь назначен министром или его сменит кто-то другой, нельзя не признать, что его имя стало символом новой государственной культурной политики, сформулированной в последнее десятилетие.