18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Умерла Наталья Тамручи

Неожиданный уход Натальи Тамручи 25 января на 66-м году жизни стал потрясением для друзей и всех, кто знал ее как активного, увлеченного, успешного, всегда полного новых идей человека

Наталья Тамручи была выпускницей отделения истории искусств исторического факультета МГУ. В доперестроечное время она успела поработать в Третьяковской галерее и издательстве «Советский художник», где писала сама (в 1982-м в «Советском искусствознании» вышла ее статья «Мифологизм в творчестве М.А.Врубеля (авторские мифы)») и редактировала искусствоведческие сборники. Тексты Михаила Алленова, Александра Якимовича, Валерия Турчина, Леонида Бажанова, Екатерины Деготь и других известных искусствоведов выходили под ее редакцией.

Издательско-исследовательская деятельность шла параллельно с кураторской: Наталья принимала участие в организации легендарной 17-й Московской молодежной выставки на Кузнецком Мосту (1986), была в первой команде отдела новейших течений музея-заповедника «Царицыно», формировала его коллекцию, работала как куратор над такими важными выставками, как In de USSR en Erbuiten в Амстердаме (1990), SovietContemporary Art from Thaw to Perestroika  в Токио (1991), V izbach в Братиславе (1991–1992), «Соц-арт» в Музее Ленина в Москве (1993).

В середине 1990-х она круто изменила жизнь и занялась архитектурно-строительным бизнесом, достигнув и на этом поприще успеха. Она контролировала весь процесс: от фундамента до разработки светильников. И хотя она сама называла свой бизнес-опыт авантюрой, случайности в данном случае были неслучайны. «Нам очень хорошо и подробно читали в университете курс истории искусства, — рассказывала Наталья в одном интервью, — я, наверно, была латентным архитектором — запоминала все архитектурные планы. Мне было дико интересно. Но потом я достигла потолка… соскучилась по книжкам, которые читать архитекторам некогда… Я... следовала за тем, что мне подбрасывала судьба. Она мне подбросила помещение на Арбате».

Убитый подвал в Трубниковском переулке, 22, Наталья превратила в «Открытую галерею», проработавшую с 2009 по 2016 год. «Она принципиально, за редким исключением, не делала персональных выставок и отдавала предпочтение кураторским проектам, — рассказывает руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова. — Не гналась за конъюнктурой, темы выбирала не модные, а такие, которые занимали ее лично. И художников выбирала и смешивала по-своему, соединяя таких лидеров московского концептуализма, как, например, Андрей Монастырский или Елена Елагина и Игорь Макаревич и группу „МишМаш“ (Миша Лейкин и Маша Сумнина), Аню Желудь, Андрея Кузькина, Ивана Лунгина. Каждый раз она страстно увлекалась и с головой погружалась в тему. Если ей нравился художник, она становилась его убежденным адептом, влюблялась в его искусство».

В 2017 году Наталья стала лауреатом госпремии в области современного искусства «Инновация». Высокой наградой отметили книгу «Право на жизнь» — биографию и архив перформансов Андрея Кузькина.

К этому моменту Наталья в очередной раз поменяла жизнь: поселилась в старинном семейном доме в Софрине, который перестроила под себя, для родных, друзей, собак и кошек, и принялась писать книгу. У нее был амбициозный план переосмыслить историю русского искусства XX века — показать ее через призму экономики и политики. Она занимала друзей рассказами о первой Государственной думе, возила в Ногинск на экскурсию по местам промышленника Арсения Морозова. «Ее волновал вопрос, почему в начале XX века стоявшие у руля умные, предприимчивые, рефлексирующие и властные люди потерпели поражение, допустили революцию», — рассказывает Ирина Горлова. Следующим проектом в ее жизни должно было стать издание книг для детей, первый опыт они осуществили с Машей Сумниной.

Первая глава «эпохальной» книги Тамручи не была завершена, но остались страницы, достойные публикации. И важно отыскать в архиве и издать наконец на русском языке труды Натальи Тамручи, вышедшие в середине 1990-х в издательстве Craftsman House: Moscow Сonceptualism 1970–1990 и An Experience of Madness. Аlternative Russian Art in the Late 1960s —1990s. Она была из тех исследователей, кто знал историю московского искусства последних 50 лет на ощупь, в деталях и лицах. И ее вклад в российское искусствознание нам еще предстоит в полной мере оценить.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+