18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Умерла Наталья Тамручи

Неожиданный уход Натальи Тамручи 25 января на 66-м году жизни стал потрясением для друзей и всех, кто знал ее как активного, увлеченного, успешного, всегда полного новых идей человека

Наталья Тамручи была выпускницей отделения истории искусств исторического факультета МГУ. В доперестроечное время она успела поработать в Третьяковской галерее и издательстве «Советский художник», где писала сама (в 1982-м в «Советском искусствознании» вышла ее статья «Мифологизм в творчестве М.А.Врубеля (авторские мифы)») и редактировала искусствоведческие сборники. Тексты Михаила Алленова, Александра Якимовича, Валерия Турчина, Леонида Бажанова, Екатерины Деготь и других известных искусствоведов выходили под ее редакцией.

Издательско-исследовательская деятельность шла параллельно с кураторской: Наталья принимала участие в организации легендарной 17-й Московской молодежной выставки на Кузнецком Мосту (1986), была в первой команде отдела новейших течений музея-заповедника «Царицыно», формировала его коллекцию, работала как куратор над такими важными выставками, как In de USSR en Erbuiten в Амстердаме (1990), SovietContemporary Art from Thaw to Perestroika  в Токио (1991), V izbach в Братиславе (1991–1992), «Соц-арт» в Музее Ленина в Москве (1993).

В середине 1990-х она круто изменила жизнь и занялась архитектурно-строительным бизнесом, достигнув и на этом поприще успеха. Она контролировала весь процесс: от фундамента до разработки светильников. И хотя она сама называла свой бизнес-опыт авантюрой, случайности в данном случае были неслучайны. «Нам очень хорошо и подробно читали в университете курс истории искусства, — рассказывала Наталья в одном интервью, — я, наверно, была латентным архитектором — запоминала все архитектурные планы. Мне было дико интересно. Но потом я достигла потолка… соскучилась по книжкам, которые читать архитекторам некогда… Я... следовала за тем, что мне подбрасывала судьба. Она мне подбросила помещение на Арбате».

Убитый подвал в Трубниковском переулке, 22, Наталья превратила в «Открытую галерею», проработавшую с 2009 по 2016 год. «Она принципиально, за редким исключением, не делала персональных выставок и отдавала предпочтение кураторским проектам, — рассказывает руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова. — Не гналась за конъюнктурой, темы выбирала не модные, а такие, которые занимали ее лично. И художников выбирала и смешивала по-своему, соединяя таких лидеров московского концептуализма, как, например, Андрей Монастырский или Елена Елагина и Игорь Макаревич и группу „МишМаш“ (Миша Лейкин и Маша Сумнина), Аню Желудь, Андрея Кузькина, Ивана Лунгина. Каждый раз она страстно увлекалась и с головой погружалась в тему. Если ей нравился художник, она становилась его убежденным адептом, влюблялась в его искусство».

В 2017 году Наталья стала лауреатом госпремии в области современного искусства «Инновация». Высокой наградой отметили книгу «Право на жизнь» — биографию и архив перформансов Андрея Кузькина.

К этому моменту Наталья в очередной раз поменяла жизнь: поселилась в старинном семейном доме в Софрине, который перестроила под себя, для родных, друзей, собак и кошек, и принялась писать книгу. У нее был амбициозный план переосмыслить историю русского искусства XX века — показать ее через призму экономики и политики. Она занимала друзей рассказами о первой Государственной думе, возила в Ногинск на экскурсию по местам промышленника Арсения Морозова. «Ее волновал вопрос, почему в начале XX века стоявшие у руля умные, предприимчивые, рефлексирующие и властные люди потерпели поражение, допустили революцию», — рассказывает Ирина Горлова. Следующим проектом в ее жизни должно было стать издание книг для детей, первый опыт они осуществили с Машей Сумниной.

Первая глава «эпохальной» книги Тамручи не была завершена, но остались страницы, достойные публикации. И важно отыскать в архиве и издать наконец на русском языке труды Натальи Тамручи, вышедшие в середине 1990-х в издательстве Craftsman House: Moscow Сonceptualism 1970–1990 и An Experience of Madness. Аlternative Russian Art in the Late 1960s —1990s. Она была из тех исследователей, кто знал историю московского искусства последних 50 лет на ощупь, в деталях и лицах. И ее вклад в российское искусствознание нам еще предстоит в полной мере оценить.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+