18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кураторы: сколько им платят?

У кураторов нет фиксированной зарплаты, как у инженеров или учителей. О своих доходах распространяются весьма неохотно, особенно если они достигают €750 тыс. за проект.

Недавно мир искусства был взбудоражен: якобы итальянскому куратору Джермано Челанту выплатят €750 тыс. за один только павильон для миланской всемирной выставки Экспо-2015. Сумма показалась многим баснословной, новость восприняли скептически, и мы решили выяснить, сколько же на самом деле кураторы получают за организацию биеннале и других крупных международных выставок. Мы опросили около 40 специалистов с мировым именем, организаторов выставок и фестивалей, и вот итог: за биеннале главные кураторы, как правило, получают в шесть раз меньше Челанта. Его проект, раскрывающий взаимосвязь между едой и искусством, лишь один из нескольких десятков павильонов на выставке, которая открывается в мае следующего года. Организаторы Экспо считают, что гонорар заслужен: во‑первых, Челант подписал контракт на три года, а во‑вторых, у него как-никак восемь ассистентов, и им тоже нужно платить. «Его задача — представить публике новую концепцию, и он ищет и подбирает работы в итальянских и зарубежных галереях», — объясняет представитель организаторов. На авансцену в последнее время вышли кураторы-фрилансеры, однако пока эта практика воспринимается как чтото вроде волонтерской работы. Их гонорары — тайна за семью печатями, и большинство из тех, к кому мы обращались, отказались комментировать результаты нашего расследования. Однако нам удалось выяснить, что в среднем гонорары главных кураторов крупных биеннале равны 1–5% от общего бюджета мероприятия. За последние десять лет гонорары некоторых выросли в десять раз, признался один из организаторов выставки. Однако о сумме обычно долго договариваются. «Вот, например, вице-президенты или школьные учителя получают фиксированную зарплату такого-то числа каждого месяца, а у нас, понимаете, не принято оперировать такими терминами, — говорит музейный консультант Андраш Чанто. — Но мир искусства как рынок труда тем и интересен, что сильно дифференцирован и почти непредсказуем».

Понятно, что больше всех платят кураторам мегапроектов вроде Documenta, Венецианской биеннале или южнокорейской Биеннале в Кванджу. Нам удалось узнать, что кураторы Венецианской биеннале заработали около €90 тыс. за год; их суммарный гонорар составил от €120 тыс. до €180 тыс. —в зависимости от количества времени, потраченного на подготовку. Предположительно, за Биеннале в Кванджу, которая готовилась два года, ее куратор получил от €100 тыс. до €150 тыс.

По словам Роджера Бюргеля, одного из организаторов Documenta в 2007 году, гонорар арт-директора этой престижной выставки современного искусства с заявленным бюджетом €25 млн (в 2012 году), проходящей раз в пять лет и требующей трехлетней подготовки, эквивалентен примерно годовому доходу университетского профессора (около €100 тыс.). Все это касается лишь крупнейших событий в мире искусства; большинство же менее известных биеннале предлагают сумму, равную примерно годовой заработной плате музейного хранителя (однако проекту нужно посвятить от одного года до двух лет). Согласно обзору, опубликованному Американским музейным альянсом в 2012 году, ассистенты получают около $30 тыс., а главный куратор может заработать более $100 тыс. в год. Вознаграждение новичков в государственных музеях Великобритании, по словам администрации, коеблется от £23,36 тыс. ($38,32 тыс.) в Тейт до £27,089 тыс. ($46,122 тыс.) в Британском музее. Опытные кураторы могут потре бовать за свои услуги до £60 тыс. Предположительно гонорары, равные средней зарплате помощника куратора, платят на Стамбульской биеннале, Берлинской биеннале, Биеннале в Тайбэе и кочующей Manifesta (хотя руководство этих выставок отказалось назвать размер вознаграждения). «Гонорары за подготовку биеннале на самом деле гораздо более скромные, чем вы думаете, но кураторы все же с удовольствием берутся за эту работу… Такие проекты для нас — уникальная возможность реализовать свои творческие планы и заявить о себе в мире искусства», — говорит Дэн Камерон, организатор Стамбульской биеннале 2003 года.

Самые высокие гонорары, как правило, требуют звезды, преимущественно мужчины. «Здесь, как и в экономике, большинству специалистов либо сильно недоплачивают, либо явно переплачивают, — возмущается один экс-куратор. — Это извечная борьба потребности с жадностью, причем опытных, но не умеющих постоять за себя кураторов часто обсчитывают, а вот беспринципным хапугам, стремящимся к наживе, отваливают огромные суммы».

Однако почти все согласны с тем, что куратору нужно хорошо платить — чтобы обеспечить его независимость и гарантировать творческую свободу. Заинтересованы в этом обе стороны: работы художников, представленные на биеннале, обычно взлетают в цене, а кураторы, возглавившие проект, часто получают приглашения подготовить другие. Скромные вознаграждения «привели к тому, что они стали халтурить», считает Роджер Бюргель. «Они скачут с проекта на проект, — поясняет он, — и в результате сегодняшние биеннале слились в одну тусклую череду».

Большинство кураторов признаются, что вообще бессребреники и работают на результат (кое-кто рассказал нам, что потратил больше, чем получил, и даже занимал, чтобызакончить проект). «В конце концов наступает определенный момент, когда вы так погружаетесь в дело, что готовы отдать все, лишь бы было так, как вы задумали», — говорит Джессика Морган, куратор Биеннале в Кванджу 2014 года. 

Сколько зарабатывают кураторы в России?

Екатерина Деготь
Куратор

Есть такая очень условная планка, как 10% от бюджета, но, чем выше бюджет, тем процент ниже. В России применить ее сложно, так как бюджет мероприятия, как правило, куратору не известен. Если речь идет о госучреждении, то там существуют очень конкретные максимальные цифры, на которые они могут заключить договор, это что-то вроде $10 тыс. С частными, вероятно, все вариативнее. При работе на международных биеннале часто платятся эти приблизительно 10% несколькими порциями; в пересчете на месяц полной занятости в течение двух лет выходит нормальная, отнюдь не запредельная зарплата фрилансера. При этом главный плюс работы на биеннале — бюджет на путешествия для «ресерча». Но бывают и очень низкие бюджеты; недавно куратор норвежской биеннале Momentum писал в Сети про зарплаты кураторов. Коммерческие заказы типа Экспо — совершенно особый вариант, они к системе художественных институций, и даже биеннале, имеют мало отношения. Это уже как Голливуд, никакой нормы нет.

Виктор Мизиано
Куратор

В принципе, я в определении кураторского гонорара склонен исходить из аналогии с оплатой архитектора, который обычно получает 10% от бюджета проекта. Но строго следовать этому критерию невозможно, ведь выставки очень разные. Насколько мне известно, гонорары за многие престижные и масштабные проекты типа Венецианской биеннале или Manifesta чреваты далеко не астрономическими суммами. Считается, что переплачивать за такой проект нецелесообразно, так как куратор на него согласится и так, ведь после него он получит огромные возможности для успешного продолжения карьеры.

При этом наиболее значимые и содержательные выставки наших дней — среднего или даже небольшого масштаба, и носят они исследовательско-поисковый характер. Поэтому оплата за них сопоставима с гонорарами руководителей научных лабораторий или университетских кафедр, то есть здесь кураторский гонорар находится в иной, далекой от шоу-бизнеса системе координат.

Говоря иначе и оставляя в стороне ситуации, когда куратор из этических или творческих соображений делает проект за заведомо низкий гонорар, надо констатировать, что современный художественный мир устроен крайне сложно, по разным и подчас мало пересекающимся сферам и уровням, в которых деньги функционируют по-разному и не в равных объемах. Отсюда есть еще один универсализированный критерий: гонорар куратора определяется временем, которое у него уйдет на создание проекта, помноженным на его прожиточный стандарт. Все остальное зависит от меры его куража и жадности.

Катя Бочавар
Куратор

Я получаю примерно 5% от бюджета выставки, если он измеряется миллионами рублей, но порой бюджет может быть 100 тыс. руб., а я получаю 25 тыс. руб. (это 25%), или иногда бюджет — $2 млн, а я получаю 200 тыс. руб. Но не знаю, можно ли тут говорить о том, сколько куратор получает. Если я куратор выставки, то я всегда и архитектор, то есть я получаю как бы два гонорара в одном, а иногда меня пишут «архитектор», хотя я абсолютно всегда принимаю участие в курировании выставки, но официально я не куратор. Зарплата же в культурных учреждениях сравнима с зарплатой очень среднего, совсем не дорогого клерка, типа от 30 тыс. до 60 тыс. руб. (60 тыс. — это уже очень много) в месяц.

Андрей Паршиков
Куратор

Я не знаю, сколько вообще получают так называемые молодые кураторы. Тех, кто активен на сцене, очень мало, хотя раз в два года их откуда ни возьмись возникает огромное количество, судя по каталогам Московской биеннале молодого искусства. Что касается моего личного опыта, то я могу сказать, что оплата за отдельные небольшие проекты не позволит вам снимать квартиру в Москве. По поводу 10% от общего бюджета. Тут такое дело, что в России бюджет куратору известен отнюдь не всегда. Вообще обычно у институций нет фиксированных оплат. Что касается постоянной работы, она необходима. Моя работа в коммерческой галерее оплачивалась чуть выше, чем можно получить за маленький проект от институции, и даже чуть выше, чем сегодняшняя работа. Выход для молодого куратора один — набирать много фриланса, которым может быть преподавание, независимые проекты, заказы на тексты, даже и какие-то коммерческие истории, где часто желательно не ставить свое имя и которые попортят тебе нервов несоразмерно с оплатой.

Алексей Новоселов
Директор выставочного отдела Московского музея современного искусства

ММСИ работал и работает со всеми ведущими независимыми русскими и зарубежными кураторами, как с молодыми, так и с признанными авторитетами. Процесс работы с куратором индивидуален и четко зависит от проекта: от его масштаба, протяженности подготовительного этапа и финансовых возможностей, заложенных в нем. Часто гонорары оплачиваются партнерской стороной или спонсором.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+